Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Развитие коринфского ордера: александрийская школа.

Светлана Тарханова, искусстовед

В провинциях Римской Империи, таких как Египет, эксперименты с устоявшимися формами эллинистической и римской капители были еще более отвлеченными и смелыми. Коринфские капители в Александрии отличились особенной свободой. Хотя они во многом похожи на греко-римские варианты этого ордера. Так, их волюты и завитки снова вырастают из аканфовой корзины, независимо друг от друга. Но в отличие от устоявшегося расположения двух завитков во всех перечисленных видах, в александрийской капители вариантов их комбинаций было несколько. Они могли быть обращены друг к другу либо, наоборот, отвернуты; могли вырастать из середины корзины, либо с боков. Часто их обильно декорировали. У боковых волют поперечный срез был и вогнутым, и выпуклым. На основе этих отличий александрийский вид капители делится на типы.

В первом типе капители завитки вырастают непосредственно из одного пучка вместе с волютами и обращены друг к другу. Декорация завитков может быть простой с единственным только желобком-впадиной со внутренней стороны, как в капители из толоса в Эпидавре. Каждый завиток мог иметь отдельный кавликулус и заканчивался круглым глазком. Наиболее интересная часть декорации завитка заключалась в том, что его оборачивал тонкий лист, изящно закручивавшийся на конце.

Второй и третий типы капителей похожи на первый, за исключением того, что завитки обращены друг к другу спинами, как будто отворачиваясь. Во втором типе капителей завитки вырастают из центра, в то время как в третьем типе – они выходят из одной точки с волютами. Во всех случаях завитки обильно декорированы.

Четвертый тип капители особенный и обладает несколькими индивидуальными чертами. Корзина из аканфовых листьев отсутствует, а боковые волюты соединяются с завитками и образуют единую линию, закручивающуюся с обоих концов в противоположные стороны. По четырем углам и по центру, между завитками располагаются небольшие аканфовые листики. Лишь в редких случаях отсутствует обвязка колонны, а когда она включена в декоративный строй капители, то часто украшается розеттами или меандром. Примеры такого типа капители находятся в греко-римском музее в Александрии. Интересно, что все они происходят не от колонн, а от пилястр. 

Первый тип капители встречается в Гробницах 1 и 2 в Мустафа Паша, которые датируются не позже, чем началом первого века до н.э. Примеры первых трех типов обнаружены во Дворе Финнея (Chantier Finney), с той же датировкой. Пример четвертого типа капители из Шатби (207а) относится к III или II веку до н.э. Это довольно странно, так как четвертый тип как раз производит впечатление наиболее сложной конфигурации, которая должна была бы основываться на предшествующих типах капители. Множество дополнительных примеров каждого из типов были датированы на основе сравнения с капителями из Двора Финнея II веком до н.э.

Все четыре типа капителей использованы при строительстве перистиля Римских Бань в Аполлонии в Киренаике (Apollonia in Cyrenaica) в I в. н.э. Датировка основана на анализе резьбы аканфовых листьев, которые имеют заостренную форму (V-образные окончания). На Палаццо делль Колонне в Птолемаиде (Palazzo delle Colonne in Ptolemais) найдено несколько экземпляров капителей первого и четвертого типов. Образец капители первого типа для пилястры с незавершенными завитками был найден в раскопках в святилище Деметры и Персефоны в Кирене (Cyrene). Очень занятная капитель с плоскими завитками, стебли которых перекручивались между собой, обнаружена в Си’ин (Si’in) в Сирии. Капители второго типа в завитками, соприкасающимися спинками, украшают капители II века до н.э. в Ирак эль Амир (Iraq el Emir). Иногда оба завитка вырастают из одного центрального кавликулуса, как, например, происходит в Амафусе на Кипре (Amathus, Cyprus).

Обычные коринфские капители, известные в греко-римской архитектуре, в Александрии появляются в более поздний период – до II века н.э. включительно. Такое развитие предполагает, что мастера специально выработали свою архитектурно-скульптурную концепцию, которая обладала мощной цельностью и доминировала над всеми влияниями и даже истоками. Такой случай в развитии искусства беспрецедентен. Александрийская школа поражает своим размахом, уверенностью и представляется ни чуть не уступающей самому Риму.   



 →  Главная  → Архитектура   → Развитие коринфского ордера   → Развитие коринфского ордера - александрийская школа  


Архитектура История храма св. Ирины в КонстантинополеАрхитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун (Дворец Дочери Фараона)Развитие коринфского ордераРазвитие коринфского ордера - античный периодРазвитие коринфского ордера - эллинистический и римский периодыРазвитие коринфского ордера - александрийская школа




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта