Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Развитие коринфского ордера: эллинистический и римский периоды

Светлана Тарханова, искусстовед

В эллинистический период формы коринфского ордера видоизменились, появилось больше свободы в интерпретации канонических для античного периода элементов. Собственно, эллинистический тип капители уже вплотную подходит к римскому. Если говорить о примерах, то одним из самых показательных можно назвать капитель толоса (круглого храма) в Эпидавре. Угловые волюты и малые завитки, обращенные к центру, вырастают из корзины с аканфом. Его крупные трехлопастные листья образуют стабильную для многих капителей композицию из двух рядов. В отличие от греческой капители, в эллинистической эти ряды разные по высоте. Варьируется, конечно, и их размер, заостренность концов, степень проработки поверхности и т.д. Но для разграничения периодов и школ более важной была комбинация волют и завитков, их рельефные формы. В капители из толоса Эпидавра они остаются раздельными, не сросшимися друг с другом. Угловые волюты в поперечном срезе имеют вогнутую форму, а между завитками на абаке расположен скульптурный флерон вместо античной розетки или маленького акротерия.

Римляне особенно полюбили коринфский ордер за его богатые, пышные растительные формы, которые позволили им выдумать множество вариантов украшений. Правда, несмотря на такую любовь, Витрувий в I в. н.э. все же не дает право коринфскому ордеру на самостоятельное существование и называет его всего лишь разновидностью ионийского, говоря, что они отличаются друг от друга лишь высотой. От греческой и эллинистической римская капитель отличается несколькими характеристиками. Для примера воспользуемся колонной из храма Юпитера Статора. Прежде всего, иными были пропорции, которые оказываются более вытянутыми: высота заметно превосходит диаметр, а в более поздние эпохи превышает его на целую треть, в то время как раньше высота и диаметр оказывались равными друг другу. Второй ряд листьев в римской капители вытягивается и поэтому становится равен по высоте первому (начиная с эпохи царствования Августа). Вместо острых (высушенных) очертаний аканфа появляются более гладкие края или же листья оливкового дерева.

Среди римских коринфских капителей условно выделяют два типа: обычный и итальянский.

Обычная коринфская капитель похожа на эллинистическую: она так же имеет волюты и завитки, которые вырастают из корзины с листьями аканфа. Но их отличительной чертой является то, что основания завернуты в особый конический свиток – кавликулус (cauliculus). Он украшен мелкими канелюрами, сам объем сужается книзу, а сверху вставлен сначала небольшой, аккуратный листик аканфа, а потом уже завитки и волюты. И те, и другие имеют вогнутый поперечный срез. Этот тип капители появился в Италии в начале I в. до н.э.

До того периода и короткое время после него наиболее распространенным типом капители в Италии был итало-коринфский. Для него также была принята форма волют и завитков, выходящих из корзины аканфовых листьев, но поперечный их срез имел выпуклую форму. Сами же изгибы отличались не столь геометрически правильными очертаниями, а более живыми, непосредственными. Между волютами и завитками красиво располагались листья папоротника 



Далее: Развитие коринфского ордера - александрийская школа

 →  Главная  → Архитектура   → Развитие коринфского ордера   → Развитие коринфского ордера - эллинистический и римский периоды  


Архитектура История храма св. Ирины в КонстантинополеАрхитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун (Дворец Дочери Фараона)Развитие коринфского ордераРазвитие коринфского ордера - античный периодРазвитие коринфского ордера - эллинистический и римский периодыРазвитие коринфского ордера - александрийская школа




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта