Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Развитие коринфского ордера: античный период

Светлана Тарханова, искусстовед

Нам всем хорошо или, во всяком случае, неплохо известны особенности греческой коринфской капители. Ее главный отличительный признак - корзина из двух рядов аканфовых листьев, из которой вырастали волюты и завитки. Витрувий, римский автор I в. н.э. пересказывает красивую легенду о золотых дел мастере Каллимахе, творце золотой лампы, освещавшей в Эрехфейоне святилище Минервы. Если верить его рассказу, то Каллимах жил в Коринфе около 400 г. до н.э. Однажды, оказавшись на кладбище (а надо сказать, что античные некрополи, так же как и современные греческие, - весьма элегичны и располагают к мечтательным прогулкам), он увидел корзину с аканфовыми листьями на могиле молодой девушки, что и вдохновило его на создание такой прекрасной архитектурной формы.

Однако, греки, придумавшие этот ордер, редко его использовали в чистом виде и предпочитали сочетать в постройках вместе с ионическим. Так, самый ранний образец коринфской капители известен нам в храме Аполлона в Бассах (430-е гг. до н.э., рядом с Фигалией), который был возведен  Иктином через несколько лет после Парфенона (447 — 438 гг. до н.э.). Вся целла была украшена колоннами ионического ордера, но в ее глубине выделялась одна опора с коринфской капителью. Скорее всего, это был архаический обломок от предшествующей постройки, который был вмонтирован в новую конструкцию.

Из этого археологического свидетельства становится ясно, что коринфский ордер, уже использованный в V в. до н.э., появился гораздо раньше, чем его придумал легендарный Каллимах. Однако во всей этой истории про замечательную выдумку кроется очень важное указание – на то, что мастер, прежде всего, был художником по металлу и успел уже сконструировать знаменитую лампу для Эрехфейона. Дело в том, что формы листьев и завитков коринфского ордера довольно сложные и требуют высочайшего мастерства и скрупулезности для резчика по камню. По мнению исследователей, тектоника форм, а также многие детали капителей указывают на их металлическую протомодель, которая затем уже воспроизводилась в камне. Так, например, глубоко прорезанная листва явно слишком хрупка для мрамора, и более естественно ее представить в технике чеканной бронзы. Из металлических же полос, скрученных в виде спирали, образовывались волюты и завитки.

В какой-то степени такое предположение подтверждается распространенным вплоть до эпохи Римской Империи обычаем украшать капители бронзовыми деталями, а в Пальмире и Джераке некоторые колонны даже оборачивали в металлическую листву. Еще более ярким доказательством гипотезы являются коринфские капители памятника Лисикрата (335 г. до н.э.), которые дошли до нас в неповрежденном виде. Здесь подражание металлическому оригиналу настолько близко, что в его мраморном воспроизведении использован обруч, сделанный из бронзы. Он обхватывает профилировку эхина и как будто держит нижние концы листьев в корзине. А маленькие диски между ними, превращенные в розетты, напоминают скрепы для удержания листьев у основания капители.



Далее: Развитие коринфского ордера - эллинистический и римский периоды

 →  Главная  → Архитектура   → Развитие коринфского ордера   → Развитие коринфского ордера - античный период  


Архитектура История храма св. Ирины в КонстантинополеАрхитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун (Дворец Дочери Фараона)Развитие коринфского ордераРазвитие коринфского ордера - античный периодРазвитие коринфского ордера - эллинистический и римский периодыРазвитие коринфского ордера - александрийская школа




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта