Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

История храма св. Ирины в Константинополе.

Светлана Тарханова, искусствовед
Фото автора

После победы над Лицинием в битве у Хрисополя 13 сентября 324 года единовластный правитель всей Римской империи Константин уже через шесть недель, в воскресение 8 ноября 324 года, начал работу по строительству новой столицы. В этот день состоялась церемония посвящения (consencratio), означавшая, вероятно, разметку стен. Размеры Константинополя достигали огромных масштабов (площадь составляла примерно три квадратные мили, длина стен от Мраморного моря до Золотого Рога – 2.5 км).

Хотя город строился как типичный греко-римский полис, с соблюдением необходимых языческих обрядов и с возведением традиционных зданий, - замысел императора был более далеко идущим, чем простая постройка красивого города. Он был направлен на создание новой столицы не только в географическом смысле, но и в смысле религиозном. Константинополь со временем должен был превратиться в огромный христианский город с большим количеством церквей. Однако, процесс этот внутри еще сильного позднеантичного мира мог быть только постепенным, и при жизни Константина был завершен всего лишь один храм Апостолов, вдалеке от главной городской застройки. Евсевий неопределенно говорит о закладке еще нескольких храмов между 335-337 г., но доподлинно мы знаем только о двух: св. Софии («Премудрость Божья») и св. Ирине («Священный Мир»). Иоанн Малала говорит еще и о третьем - храме Бога, но локализировать его пока не удалось. Строительство св. Софии растянулось до 360 г., и, вероятнее всего, главным городским собором в этот период оставался храм св. Ирины. Его даже называли Патриархатом (to Patriarxeion (Banduri. II. P. 52. По A. Van Millingen. P. 85)). Он был построен на территории древнего Византиума, полиса, существовавшего здесь уже за тысячу лет до Константина (расширен Септимием Севером в 196 г. н.э.). В нем были не только языческие святилища, которым новый император предоставил медленное и мирное угасание, но и небольшой христианский центр, рядом с Греческой стеной (о том, что в Виза

Таким образом, храм св. Ирины символически увенчал существовавшую здесь христианскую традицию, благодаря чему он получил название Древней, или Старой Церкви, Ecclesia Antiqua, i palaia. Посвящение храма «Святому Миру» ознаменовало собой победу Константина в борьбе за единоличную власть и установление мира во всей Империи после восемнадцатилетней войны. И хотя храм считался христианским, подобные сооружения существовали и в языческом мире. Так, на Римском Форуме был построен легендарный Храм Януса, двери которого закрывались во время мира и открывались во время войны (Plutarch, Parallel Lives, Life of Numa Pompiliyus). Известен Алтарь Мира (Ara Pacis Augustae), возведенный после долгих войн императором Августом между 13 и 9 гг. до н.э. на Марсовом Поле. Храм Мира соорудил император Веспасиан после победы в Иудейской Войне (70 г. н.э.). Об этом грандиозном сооружении пишет Иосиф Флавий, упоминая о его больших богатствах, собранных со всего мира, в том числе, - о драгоценностях и сосудах, привезенных римскими войсками из Иерусалима (Иудейская Война. 7.5.7.). Таким образом, храм св. Ирины в Константинополе явился продолжением прежней римской традиции, но значительно обновленной новой религией.

Храм святой Ирины в Константинополе

После 360 г. наконец достроенная церковь св. Софии становится кафедральной, однако статус св. Ирины остается практически прежним, так как оба храма продолжают использоваться одновременно: у них единый клир, с той только разницей, что в св. Софии он служит по праздничным и воскресным дням, в св. Ирине – по будням. Церкви недалеко расположены друг от друга, о чем свидетельствуют многие источники (Socrates, II, c.6; Corpus juris civilis, Nov. III. c.3.2; Itin. russes, p. 119. По A. Van Millingen. P. 84). Эта важная информация помогла точно локализовать памятник, выделив его среди нескольких других с тем же посвящением (св. Ирина в Седьмом Регионе (Notitia), св. Ирина в Сике (peran en Sukais), или в Галате (Theophanes), св. Ирина у Моря, известная так же как Новая (pros thalassan, Nea (Nicetas Choniates, Synax., Jan.10-23). По A. Van Millingen. P.85).

У храмов была одна система общественно-религиозных зданий, объединяющая их в нераздельный архитектурно-городской комплекс под названием Великой Церкви (h Megali Ekklisia (Socrates. II. C. 16. По A. Van Millingen. P.85)). Однако, до тех пор, пока св. София оставалась недостроенной, основные события христианской жизни города были сосредоточены в храме св. Ирины. Впоследствии, во время народных волнений 404 года, вызванных ссылкой Иоанна Златоуста в Команы,  сильный пожар превратил св. Софию в руины. Пока длилось восстановление собора, св. Ирина в течение 11 лет снова заняла главенствующее место среди городских храмов.

Храм св. Ирины фигурирует в спорах между никейцами и арианами, вовсе не утихшими после Никейского Собора в 325 году. Впервые храм упоминается Сократом Схоластиком в связи со следующим событием. Константин, утомленный внутрицерковной враждой и более всего желавший мира, приказал константинопольскому патриарху Александру принять Ария в евхаристическое общение. Приверженный никейской вере, Александр отказался подчиниться. Однако, ариане во главе с самим учителем Арием, приехавшим в Константинополь, попытались достичь восстановления своих законных прав силой. В 336 г., в день, назначенный для достижения этой цели, Ария постигает внезапная смерть на Форуме Константина. Сократ Схоластик пишет, что за несколько дней до этого патриарх Александр закрылся в храме св. Ирины, где пребывая в посте и молитве, проливая слезы на алтарь, просил Бога о разрешении спора. Смерть Ария явилась таковым.

На какое-то время мир был установлен, но после смерти патриарха Александра в 338 году, между двумя партиями вновь поднялись споры, на этот раз, за право наследования патриаршего престола. Были выдвинуты два кандидата: пресвитер Павел, поддерживаемый никейцами, и диакон Македоний, поддерживаемый арианами. Победивший в этой борьбе Павел был уже даже рукоположен в храме св. Ирины, но был низложен самим императором Констанцием II и сослан в Фессалонику. На его место назначен известный своей образованностью Евсевий Никомедийский, арианин. Его приверженность учению Ария на фоне интеллектуального авторитета явно играла второстепенную роль.

Храм святой Ирины в Константинополе

После смерти Евсевия в 341 году споры возобновились с новой силой и даже ожесточенностью: партии выдвинули тех же кандидатов, что и в 338 г. Арианин Македоний был поддержан императором Констанцием, никеец Павел, возвращенный из ссылки, – римской церковной властью. Префект Константинополя Филипп по приказу императора попытался провезти Македония на колеснице через город к св. Ирине для рукоположения, но рядом с храмом встретил яростное сопротивление многотысячной толпы народа. Однако, это не остановило эскорт. Римские солдаты, сопровождавшие его, насильственно проложили путь к храму, ценой 3150 жизней, часть из которых была просто задавлена, часть погибла от мечей (Socrates. II. C. 16. По A. Van Millingen. P. 87). С этого момента и на долгие годы Церковная власть и храм св. Ирины оказываются в руках ариан, вплоть до Второго Вселенского Собора в 381 году, созванного императором Феодосием Великим, никейцем по убеждениям. Согласно Стефану Младшему, этот Собор проходил в храме св. Ирины (Vita S. Stephani Junioris, Migne, PG. 100, col. 1144), хотя Феодор Лектор называет храм Гомонии ((Homonoia), Theodore Lector, ed. Valensius (1748), p. 533).

В храме св. Ирины, по свидетельству Анонима (Banduri. II. P. 25. По A. Van Millingen. P. 88), скрывался вместе со своей семьей узурпатор Василиск, свергнутый императором Зеноном в августе 476 года. Правда, в Пасхальной Хронике (Ad annum 478. По A. Van Millingen. P. 88) говорится о том, что он скрывался в баптистерии храма св. Софии. Учитывая их недалекое друг от друга местоположение, неточность указания одного из авторов не имеет принципиального значения.

Константиновский храм св. Ирины сгорел во время восстания «Ника», когда с 13 по 16 января 532 года в Константинополе бушевал сильнейший пожар. Прокопий Кесарийский, свидетель событий, пишет, что храм Ирины мог избежать участи уже сгоревших дворца префекта претория, части императорского дворца, базилики св. Софии, терм Зевсксиппа (с музеем), Октагона, квартала Лавса, портика Месы. Но сильный ветер перебросил огонь от претории в сторону храма, уничтожив на своем пути термы Александра и странноприимные дома Еввула и Самсона вместе с пациентами (Procop. De aed. I. C. 2; Pasch. Chron. P. 622). Сгорела и базилика св. Ирины, простояв примерно два столетия.

Восстановление храма было включено в широкий проект Юстиниана по строительству на месте руин города новых памятников, которые должны были стать великолепнейшими во всей Империи. После св. Софии – церковь св. Ирины была и остается самой большой в городе. Ее современный архитектурный облик, по большей части, относится ко времени Юстиниана. Правда, точная дата реставрации храма не определена, несмотря даже на такую находку как кирпичи с отметкой «Великая Церковь» (Megali Ekklesia) в основании северной стены атриума.   

В декабре 564 года в Константинополе случился новый пожар, который снова уничтожил значительную часть городских построек, в том числе, сгорели два монастыря рядом с храмом св. Ирины, а также часть его атриума и нартекса. Когда были восстановлены утраты – неизвестно.

В течение более чем полутора столетий после реконструкций Юстиниана о храме ничего неизвестно. Только в 740 году он упоминается в связи с землетрясением, которое постигло Константинополь и его окрестности в последние годы правления Льва III (Patr. Nicephorus, in Breviario). Исследования Георга доказали, что катастрофа вызвала серьезные повреждения храма, он дал несколько трещин. Реконструкция была сделана в ближайшие несколько лет, либо при Льве III Исавре, либо при Константине V Копрониме. Храм св. Ирины не мог быть надолго оставлен в запустении, так как его роль была слишком велика.

Храм святой Ирины в Константинополе

Храм снова появляется в источниках в 857 году в связи со спором между Игнатием и Фотием за право на патриарший престол, на этот раз не на богословской почве. В то время как сторонники Фотия заняли храм свв. Апостолов, - несколько епископов, поддерживавших Игнатия,  заседали в храме св. Ирины (Mansi. XV. 211; XVI. P. 18. See Basile I. par Albert Vogt. P. 206).

Храм св. Ирины в 907 году снова попадает в центр внимания на фоне церковных споров вокруг четвертого брака Льва VI Мудрого. После 15-летнего конфликта между властью государства и властью церковной по поводу этого вопроса, новый император Роман I издал постановление, согласно которому третий брак при очень строгих ограничениях был позволителен, а четвертый – осудителен. Этот указ был настолько важным для того времени, что текст его зачитывался с церковного амвона ежегодно, в месяце июле. По этому случаю в торжественной службе, проходившей в храме св. Ирины, и затем в церковной процессии от св. Ирины до св. Софии, участвовали и патриарх, и императорская семья (Const. Porphyr. De cer. P. 186).

В Великую Пятницу патриарх в храме св. Ирины совершал службу для катехуменов, то есть для оглашенных.

Вплоть до XVII века храмы Константинополя постепенно превращались турками в мечети. Храм св. Ирины и еще одни храм Богородицы Марии Монгольской (Mouchliotissa) избежали этой участи и долгое время оставались христианскими (S. Kirimtayif. Foreword). Правда довольно скоро там был устроен склад оружия и даже небольшой музей с коллекцией военных трофеев, среди которых оказались такие экземпляры как цепь, протянутая через Золотой Залив во время осады 1453 года, памятник возничему Порфирию, пьедестал для серебряной статуи императрицы Евдокии.

Один из наших первых официальных путешественников Д. Беляев в составе научной миссии Русского Археологического Института в Константинополе (РАИК) и в сопровождении турецких гидов и послов, в 1894 году видел многие из этих вещей. Он подробно описал не только архитектуру храма, но оружия, развешанные на стенах алтаря и разложенные на синтроне, обшитом деревом вместо мрамора. Однако самой впечатляющей частью его путешествия оказалось землетрясение 1894 года: оно застало их прямо в храме, который от сильных подземных толчков быстро покрылся трещинами до самого барабана. Им чудом удалось из него выбраться и остаться невредимыми. В настоящее время отреставрированный храм закрыт для посещений. Музыкальные вечера, проводившиеся там еще в начале 2000-х гг., также прекращены. Единственной возможностью заглянуть внутрь храма остаются замочные скважины и специальные дверки для кошек.

Литература:
• Kirimtayif S. Converted Byzantine Churches in Istanbul. Istanbul. 2001.
• Mathews T. The early churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. University Park, 1971.
• Millingen A. van. Byzantine Churches in Constantinople. Their History and Architecture. London. 1912.
• Беляев Д. Храм св. Ирины и землетрясение в Константинополе 28 июня 1894 года.// ВВ, I. 1894, с. 769-798.
• Д. Беляев. Интерьер и экстерьер храма св. Ирины.// ВВ, I. 1895, с. 177-183.
• Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Топография и политика. Пер. Л.А. Беляев. М-СПб. 2000.



Далее: Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун (Дворец Дочери Фараона)

 →  Главная  → Архитектура   → История храма св. Ирины в Константинополе  


Архитектура История храма св. Ирины в КонстантинополеАрхитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун (Дворец Дочери Фараона)Развитие коринфского ордера




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта