Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Технологии искусственного климата для выставки и галереиЧто чаще всего вспоминают в юморесках, посвящённых публике на выставках? Кашель, конечно. Причём кашляют вовсе не обязательно простуженные люди или астматики. Очень многим меломанам и цениителям прекрасного в изобразительном искусстве знакомо чувство першения в горле, как будто там застряла песчинка. При этом никакой песчинки на слизистой оболочке нет, эффект массового кашля вызывается сухим и перегретым воздухом с низким содержанием кислорода. Образуется такой воздух из-за наплыва посетителей, что приводит к потеплению воздуха и увеличению концентрации углекислого газа. Большинство выставок и концертов проводятся в сезон зимнего отопления, а батареи и нагреватели имеют свойство высушивать воздушную среду в помещении. В результате получается и душно, и нечем дышать, и кашляют все. Но и в летний период, когда на улице жарко, некоторые галереи и выставки "маринуют" своих гостей в вязком воздухе, где гости потеют и страдают, но не получают заряда приобщения к прекрасному. А ведь помимо гостей, определённой среды требуют и картины, и иконы, и графические работы, и старинные книги - всё то, что зависит от влажности и температуры окружающей среды. Проблемы адекватной воздушной среды в общественных местах обсуждаются ещё со времён средневековья. Нынешняя среда стала намного здоровее, ибо переход на электрическое освещение и отопление исключил из атмосферы залов запах свечей, дым и копоть, а также существенно снизил риск пожаров.Однако до комфортного дыхания многим залам не хватает грамотно построенных инженерных систем, обеспечивающих внутренний климат.
Отопление в российских реалиях часто проектируется с серьёзным запасом. Нестабильный климат, осенне-весенние перепады и возможность как краткосрочных, так и длительных морозов ниже -25o C , подталкивают к расчётам "на все случаи жизни", включающим и внезапное наступление ледникового периода. Подобная предусмотрительность уместна и оправдана, однако возможности систем часто приводят к тому, что регулировки выставляются на максимум с сентября по май, и реального управления климатом не происходит. Температура держится высокой, воздух становится слишком сухим. Между тем, во втором десятилетии двадцать первого века уже доступны технологии комплексного и автоматизированного управления климатом, и контроль за системой отопления - важная часть этого управления.
Вентиляционные системы в старых зданиях часто сводились к прокладке нескольких труднодоступных вентиляционных шахт, которые быстро заполнялись пылью. Реконструкции советских времён часто сводились к организации дополнительных приточно-вытяжных вентиляционных систем, но они часто создавали сквозняки или не справлялись с обеспечением залов во время максимальной нагрузки. Мощные вентиляционные системы оказывались достаточно шумными. А для художественных галерей, музеев и выставочных пространств небольшой площади вентиляция не предусматривалась вовсе. Проветривание посредством открывания форточек считалось вполне достаточной мерой освежения внутренней атмосферы, что не обеспечивало здоровую среду для людей и оптимальные условия для экспонатов. Современные концепции устройства вентиляции предполагают комфортное поступление и удаление воздушных масс с поддержанием оптимальной температуры внутри помещения, без сильных потоков и перепадов давления. Химический и температурный контроль за качеством и количеством поступаемого воздуха позволяет регулировать параметры среды. Кондиционирование - необходимая часть климатического комплекса галереи или выставки, поскольку даже во время короткого тёплого сезона требуется поддерживать адекватный температурный режим внутри помещений с людьми и картинами. Системы кондиционирования для общественных зданий особенно быстро развились в сложные технические комплексы, способные к тонким изменениям внутренней среды. Для функционального использования всех возможностей различных систем рекомендуется их параллельное и взаимоучитывающее проектирование, в ходе которого будут определены основные параметры управления климатом. Если вы собираетесь построить выставочный зал, проектирование климатических систем необходимо начинать вместе с разработкой концепции здания и его внутренней планировки. Разработка дизайн-проекта должна учитывать технологические особенности помещения и его назначения, декоративные детали не должны нарушать работу систем. И попытки экономии на инженерном оснащении обычно чреваты неадекватной работой всего климатического комплекса или каких-то его составляющих, а также коротким временем работы без ремонта. Если вы хотите реконструировать какое-либо помещение под галерею, музей или художественное пространство, в диагностику состояния помещения желательно включать особенности, которые необходимо будет учесть при проектировании новых систем отопления, вентиляции и кондиционирования. Для общественных помещений с неровной загрузкой желательно создавать системы, способные работать в разных режимах, и расчёты должны проводиться для минимальных, максимальных и средних значений, чтобы готовая климатическая система оптимальным образом тратила энергетические ресурсы. Экономия может быть достигнута не за счёт удешевления оборудования, а за счёт его долговременной и эффективной работы. Для регулировки микроклимата и даже выстраивания параметров среды в одной локальной части помещения, для одного экспоната могут использоваться мобильные системы, специально разработанные для этих целей. Во время монтажа выставки и организации постоянной экспозиции необходимо определить точки размещения такой техники и режимы её работы для конкретного проекта. Футуристические романы второй половины двадцатого века неизменно упоминают о технологиях искусственного климата, с помощью которых люди будущего свободно дышат полной грудью в любых помешениях, закрытых пространствах и даже в космических кораблях. Пока человечество не достигло технического совершенства в этом вопросе, однако новые выставки и галереи открываются, системы отопления, вентиляции и кондиционирования развиваются, и, возможно, через пару-другую десятилетий школьники будут разглядывать наши нынешние устройства, веселясь над их "пещерностью". Будем надеяться, что с кашлями на выставках к тому времени уже будет покончено. ООО «Сатурн Строй Инжиниринг» Ростислав Нифанин, 2019
| Галерея современной живописи Европейское искусство Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века Советское искусство Иконы Литература События АртКласс | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |