Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Иконы

Византийская икона «Успение Богоматери» XV века
«Успение» является первоклассным художественным произведением первой половины XV века, в нем ярко проявились основные стилистические черты константинопольской живописи этой поры, но в то же время икону отличает особое композиционное решение и живописность, создающие выраженное настроение и символическое звучание иконы.

Византийская икона «Благовещение» XV века
В произведении средневекового искусства закономерно искать различные образно-смысловые уровни. И если на уровне «буквальном» в византийской иконе «Благовещение» представлена сюжетная психологическая новелла о «бессеменном зачатии», то на уровне, который средневековые писатели назвали бы анагогическим, здесь представлено воплощение, или материализация, Слова, то есть некой духовной силы или энергии, внедрение этой энергии в мир.

Феофан ГрекФеофан Грек
Имя Феофана Грека — одно из самых известных в истории европейского средневековья. Художник работал в разных странах. Но созданные им произведения сохранились только в России, куда он приехал во второй половине XIV века и прожил значительную часть жизни. От достоверного творческого наследия Феофана уцелел только один памятник: исполненные в 1378 году фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Церковь была полностью расписана, остались же отдельные фрагменты, которые позволяют реконструировать систему росписи. В основных чертах она традиционна, повторяет давно сложившуюся и принятую в Византии схему расположения определенных сюжетов и фигур. Но здесь есть особенности, глубоко продуманный выбор именно тех изображений (а также надписей), благодаря которым Феофан смог выразить ведущие идейные тенденции времени, показать свое отношение к общечеловеческим духовным ценностям, нравственным нормам, назначению человека в мире.

ДионисийДионисий
Cредневековые источники крайне скупы на имена живописцев: считалось, что рукой художника водит Бог. Чтобы нарушить этот «заговор молчания», надо было обладать исключительным талантом — тогда для потомков сохранялась память о «живописце пресловущем паче всех», «изящном иконописце», «божественных икон началохудожнике». Краткая биография Дионисия, восстановленная по разным источникам, обретает плоть и кровь в его работах. Далеко не все они дошли до наших дней, но и уцелевшие, к счастью, дают возможность судить о природе его художественного дара. Светлые, чистые краски, удлиненные пропорции фигур, плавные, будто льющиеся линии, ощущение ничем не омраченного праздника характеризуют стиль Дионисия.

Псковские письмаПсковские письма
Древняя живопись Пскова — явление яркое и самобытное. Получив первые уроки от византийских мастеров, местные иконописцы на протяжении XIII-XV веков выработали свои живописные и технические приемы, своеобразную иконографию, наполнили традиционные образы новым эмоциональным содержанием. Использование местных красок минерального происхождения определило цветовую палитру псковичей. Привычными стали для них сочетания оранжеватых, приглушенно-зеленых, темно-коричневых и слепящих белых красок. Лики имеют темный коричневато-красный оттенок. На скулах, вокруг подглазных теней кладутся сочные пробела. Этим приемом достигается особая сосредоточенность взгляда.

Икона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII века
Иконы с изображением праведника Прокопия Устьянского характерны для северных русских земель, где почитание святого широко распространилось во второй половине XVII века после обретения его нетленных и чудотворных мощей. Сперва крестьяне окрестных сёл, а потом и другие жители Севера, которым было далековато до московских и питерских святынь, устремлялись к новоявленному чудотворцу, а заодно и пополняли красные углы изб образами святого Прокопия, веря в его чудодейственную целительную силу.

Иконы Рыботыцких мастеровИконы Рыботыцких мастеров
Во второй половине XVII и на протяжении XVIII в. большой популярностью среди народа пользуются произведения живописцев из небольшого городка Рыботычи, расположенного в Галиции, между Добромилем (ныне территория Украины) и Пшемыслем (ныне территория Польши). Рыботыцкие иконы продавались на ярмарках, ими украшались храмы многих сел и окрестностях Пшемысля, Добромиля, Турки, Самбора, они распространялись также по всему западному Прикарпатью, по Лемковщине и Закарпатью. Знали мастеров из Рыботыч и на территории Словакии и Румынии.

Раздел подготовлен в содружестве с информационно-познавательным проектом Иконовед. На сайте проекта представлены материалы по иконописи, истории древнерусской живописи, особенностям иконографии, сюжетам икон и всему прочему, что связано с иконной тематикой. В отдельном разделе представлены хорошо известные и редкие книги и публикации.



 →  Главная  → Иконы  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта