Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Технологии искусственного климата для выставки и галереи

Что чаще всего вспоминают в юморесках, посвящённых публике на выставках? Кашель, конечно. Причём кашляют вовсе не обязательно простуженные люди или астматики. Очень многим меломанам и цениителям прекрасного в изобразительном искусстве знакомо чувство першения в горле, как будто там застряла песчинка. При этом никакой песчинки на слизистой оболочке нет, эффект массового кашля вызывается сухим и перегретым воздухом с низким содержанием кислорода. Образуется такой воздух из-за наплыва посетителей, что приводит к потеплению воздуха и увеличению концентрации углекислого газа. Большинство выставок и концертов проводятся в сезон зимнего отопления, а батареи и нагреватели имеют свойство высушивать воздушную среду в помещении. В результате получается и душно, и нечем дышать, и кашляют все. Но и в летний период, когда на улице жарко, некоторые галереи и выставки "маринуют" своих гостей в вязком воздухе, где гости потеют и страдают, но не получают заряда приобщения к прекрасному. А ведь помимо гостей, определённой среды требуют и картины, и иконы, и графические работы, и старинные книги - всё то, что зависит от влажности и температуры окружающей среды.

Проблемы адекватной воздушной среды в общественных местах обсуждаются ещё со времён средневековья. Нынешняя среда стала намного здоровее, ибо переход на электрическое освещение и отопление исключил из атмосферы залов запах свечей, дым и копоть, а также существенно снизил риск пожаров.Однако до комфортного дыхания многим залам не хватает грамотно построенных инженерных систем, обеспечивающих внутренний климат.

Картинная галерея эрцгерцога Леопольда Вильгельма в Брюсселе
Картинная галерея эрцгерцога Леопольда Вильгельма в Брюсселе.
Вторая треть XVII века


Отопление в российских реалиях часто проектируется с серьёзным запасом. Нестабильный климат, осенне-весенние перепады и возможность как краткосрочных, так и длительных морозов ниже -25o C , подталкивают к расчётам "на все случаи жизни", включающим и внезапное наступление ледникового периода. Подобная предусмотрительность уместна и оправдана, однако возможности систем часто приводят к тому, что регулировки выставляются на максимум с сентября по май, и реального управления климатом не происходит. Температура держится высокой, воздух становится слишком сухим. Между тем, во втором десятилетии двадцать первого века уже доступны технологии комплексного и автоматизированного управления климатом, и контроль за системой отопления - важная часть этого управления.

Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств
Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств Коллективная работа: И.Е. Репин, Д.Ф. Богословский, А.А. Бучкури, Б.М. Кустодиев, Ф.А. Малявин, А.А. Мурашко, А.И. Титов, М.Е. Хейлик, Я.А. Чахров 1899-1903


Вентиляционные системы в старых зданиях часто сводились к прокладке нескольких труднодоступных вентиляционных шахт, которые быстро заполнялись пылью. Реконструкции советских времён часто сводились к организации дополнительных приточно-вытяжных вентиляционных систем, но они часто создавали сквозняки или не справлялись с обеспечением залов во время максимальной нагрузки. Мощные вентиляционные системы оказывались достаточно шумными. А для художественных галерей, музеев и выставочных пространств небольшой площади вентиляция не предусматривалась вовсе. Проветривание посредством открывания форточек считалось вполне достаточной мерой освежения внутренней атмосферы, что не обеспечивало здоровую среду для людей и оптимальные условия для экспонатов. Современные концепции устройства вентиляции предполагают комфортное поступление и удаление воздушных масс с поддержанием оптимальной температуры внутри помещения, без сильных потоков и перепадов давления. Химический и температурный контроль за качеством и количеством поступаемого воздуха позволяет регулировать параметры среды.

Кондиционирование - необходимая часть климатического комплекса галереи или выставки, поскольку даже во время короткого тёплого сезона требуется поддерживать адекватный температурный режим внутри помещений с людьми и картинами. Системы кондиционирования для общественных зданий особенно быстро развились в сложные технические комплексы, способные к тонким изменениям внутренней среды. Для функционального использования всех возможностей различных систем рекомендуется их параллельное и взаимоучитывающее проектирование, в ходе которого будут определены основные параметры управления климатом.

Если вы собираетесь построить выставочный зал, проектирование климатических систем необходимо начинать вместе с разработкой концепции здания и его внутренней планировки. Разработка дизайн-проекта должна учитывать технологические особенности помещения и его назначения, декоративные детали не должны нарушать работу систем. И попытки экономии на инженерном оснащении обычно чреваты неадекватной работой всего климатического комплекса или каких-то его составляющих, а также коротким временем работы без ремонта. Если вы хотите реконструировать какое-либо помещение под галерею, музей или художественное пространство, в диагностику состояния помещения желательно включать особенности, которые необходимо будет учесть при проектировании новых систем отопления, вентиляции и кондиционирования.

Для общественных помещений с неровной загрузкой желательно создавать системы, способные работать в разных режимах, и расчёты должны проводиться для минимальных, максимальных и средних значений, чтобы готовая климатическая система оптимальным образом тратила энергетические ресурсы. Экономия может быть достигнута не за счёт удешевления оборудования, а за счёт его долговременной и эффективной работы.

Для регулировки микроклимата и даже выстраивания параметров среды в одной локальной части помещения, для одного экспоната могут использоваться мобильные системы, специально разработанные для этих целей. Во время монтажа выставки и организации постоянной экспозиции необходимо определить точки размещения такой техники и режимы её работы для конкретного проекта.

Футуристические романы второй половины двадцатого века неизменно упоминают о технологиях искусственного климата, с помощью которых люди будущего свободно дышат полной грудью в любых помешениях, закрытых пространствах и даже в космических кораблях. Пока человечество не достигло технического совершенства в этом вопросе, однако новые выставки и галереи открываются, системы отопления, вентиляции и кондиционирования развиваются, и, возможно, через пару-другую десятилетий школьники будут разглядывать наши нынешние устройства, веселясь над их "пещерностью". Будем надеяться, что с кашлями на выставках к тому времени уже будет покончено.

ООО «Сатурн Строй Инжиниринг»
Телефон: +7 (495) 518-73-14
Электронная почта: info@saturn-se.ru
Сайт: saturn-se.ru

Ростислав Нифанин, 2019




 →  Главная  → О проекте   → Художнику на заметку   → Технологии искусственного климата для выставки и галереи  


Галерея современной живописи Европейское искусство Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века Советское искусство Иконы Литература События АртКласс




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта