|
Школьный проект «Первое знакомство с Третьяковкой». Живопись Василия Сурикова
Устинов Т., Сайдаков Н., Каипов Р., Титов А. (2 класс)
Руководитель проекта: Голубева М.В.
ГБОУ СОШ № 1947 г. Москвы, 2012 год
Школьная проектная деятельность, развивающаяся последние несколько лет в таких направлениях, как литература и техническое конструирование,
краеведение и изучение социальных аспектов жизни мегаполиса, сравнительно мало затрагивает область непосредственно художественного творчества: живописи, графики, скульптуры, монументальных видов изобразительного искусства. Между тем, именно в сфере высокохудожественных визуальных впечатлений, тесно взаимосвязанных с историческими и культурологическими аспектами, работа над проектом может стать серьёзной ступенькой в формировании у детей интереса к
творческим сферам жизни, к изобразительному искусству во всём многообразии его форм и направлений.
Не секрет, что скептическое суждение ряда родителей о школьных уроках изо, которые считаются второстепенными по сравнению с русским языком и математикой,
создаёт основу пренебрежительного отношения детей и к самими урокам, и к сфере искусства в целом. Окружающая детей информационная среда часто заполнена телевизионными программами и компьютерными игрушками, которые, увы, не развивают художественный вкус и чутьё ребёнка, а, наоборот, навязывают яркую рекламную эстетику или образцы стандартизированного дизайна. Поэтому задача учителя начальной школы даже в рамках сжатой школьной программы познакомить детей с классическим, а затем и современным искусством, пробудить мотивацию к самовыражению посредством любых видов художественного творчества. Немаловажно также и создать первые опорные точки в изучении истории искусства на примере лучших живописных полотен, созданных человечеством за всё время своего существования.
Школьный проект «Первое знакомство с Третьяковкой», реализованный в 2А классе ГБОУ СОШ №1947 г.Москвы в 2012 году, был посвящён живописи русских художников-передвижников второй половины XIX - начала XX века, наиболее полно и широко представленной в Третьяковской галерее. Следует также отметить, что именно это направление живописи обладает лёгкостью восприятия, доступностью для понимания, «прочитывания» картин детьми в возрасте 8-9 лет, и сама Третьяковка предоставляет школьникам хорошие условия для организованного посещения классом.
Этапы проектной деятельности
В ходе первого этапа подготовки проекта класс был разбит на несколько групп, каждая из которых должна была создать доклад-презентацию о жизни и творчестве одного художника. При этом каждый ученик получал «свою» картину или биографию художника для самостоятельной подготовки справки-изложения. Всего было задействовано тридцать человек, которые были распределены на шесть групп. Каждая группа по итогам работы формировала печатный документ установленного образца, куда включались индивидуальные заметки всех участников группы, а также файл презентации для сопровождения устного доклада.
Во время первого этапа выяснилось, что и дети, и даже активно заинтересованные в образовательном процессе родители не всегда адекватно понимают, что именно представляет собой процесс подготовки и составления доклада. Многие родители пошли по самому простому пути, снабдив детей длинными перепечатками из википедии. Дети не только не могли объяснить, что же именно написано на трёх листах убористого текста, но некоторые не могли и прочитать сложные термины и определения. Лексика искусствоведческих изданий, выбранных рьяно подошедшими к процессу подготовки родителями, также оказалась не под силу второклашкам. А некоторая часть учеников, наоборот, минимизировала свои усилия в подготовке текста, составив простые трёх-четырёхсложные предложения, соответствующие уровню пяти-шестилетних подготовишек.
Самой сложной частью работы стала адаптация всевозможной информации о художниках и картинах для возрастного уровня второго класса. Составление понятных и в то же время информативных текстов потребовало сосредоточенных коллективных усилий и учителя, и детей, и родителей. Важным процессом в этой работе стало сотрудничество в микроколлективах, когда дети проверяли доходчивость и ясность своих текстов с помощью друзей и одноклассников, а иногда и выходили за пределы классного коллектива, обсуждая предварительные варианты с товарищами из группы продлённого дня, с друзьями из кружков и секций.
Во время второго этапа работы над проектом каждая группа и каждый ученик выступили перед классом с рассказом о художниках и картинах. Надо отметить, что если первая подготовительная часть была выполнена классом сравнительно ровно и успешно, то публичные выступления вызвали у части учеников затруднения. Свободное владение предметом и уверенный рассказ без подглядывания в текст продемонстрировала лишь треть класса, в то время как остальным требовались паузы или подсказки, хотя практически все прекрасно знали материал. Надо отметить, что подобные выступления в классе необходимы для тренировки ораторских способностей в формате выступления перед аудиторией, перед публикой. Обычные ответы у доски не равноценны ситуации рассказа перед коллективом заинтересованных слушателей, и у школьников нужно отдельно формировать уверенность в себе во время произнесения речей и докладов.
Третий этап работы над проектом заключался в создании общей «Книги о художниках», куда были собраны все печатные материалы всех групп. С помощью родителей был создан оригинал-макет, а затем по нему размножен комплект наборов листов в количестве тридцати пяти экземпляров. Каждый из учеников получил свой экземпляр текстов и иллюстраций, который в дальнейшем был оформлен в специальную папку.
Торжественным финалом работы над проектом стала экскурсия в Третьяковскую галерею, где класс показал себя с самой лучшей стороны, удивив гидов уровнем эрудиции. Экскурсия получилась интересной и захватывающей, не было ни одного скучающего ребёнка, кто томился бы пребыванием в храме искусств. Все торопились увидеть те картины, о которых читали или писали, все внимательно и даже жадно слушали ту новую информацию, что сообщали гиды.
Хотя класс уже неоднократно выезжал на экскурсии в музеи и на выставки, перед поездкой в Третьяковку всё же была проведена дополнительная беседа о правилах поведения в художественной галерее, и класс вёл себя практически идеально. Однако и это можно рассматривать как аспект живой заинтересованности детей,
как следствие концентрации внимания на картинах, на живописи, на искусстве.
Живопись Василия Сурикова
В отличие от пейзажей Шишкина и Левитана, маринистских шедевров Айвазовского, жанровых картин Репина и Серова, живопись Василия Сурикова требует погружения в исторические события, оценка последствий которых является предметом споров до сих пор. Да и в сравнении с пейзажным жанром сложно-композиционные полотна Сурикова требуют иного подхода к анализу содержания картин и изучению живописных приёмов. И всё же одна из групп учеников получила задание по подготовке
доклада именно о творчестве Василия Сурикова, как о ярком и самобытном явлении в русской живописи, обойти которое вниманием просто невозможно. В группу вошло четыре мальчика, наиболее активно интересующихся историческими и военными темами, а также уже проявивших определённые способности к риторике и выступлениям перед довольно значительной аудиторией.
События стрелецкого бунта эпохи становления молодого Петра Первого и драматическая история церковного раскола сами по себе являются сложными и многогранными,
когда же требуется привнести исторический колорит в описание живописного произведения искусства, и взрослые далеко не всегда способны решить задачу разумного соединения в рамках одного исследования размышления и о политико-социальной напряжённости сюжета картины, и о профессиональном мастерстве живописца, и об эмоционально-психологическом воздействии картины на зрителя. Соответственно, и задачей группы учеников, готовящих доклад о живописи Василия Сурикова, было не глубоко-масштабное искусствоведческое погружение в тему, а проявление соразмерного, оптимального внимания ко всем сторонам творчества великого русского мастера.
Мальчишки справились. Их выступление, пожалуй, стало наиболее ярким, наиболее взрослым, профессиональным. Повествуя о трагических событиях русской истории,
они сумели завладеть вниманием класса, и их изложение стало своего рода беспристрастной фиксацией событий с эмоциональной оценкой происходящего, но без
трактовок «кто прав, кто виноват». Сосредоточившись на художественных достоинствах картины, группа рассказчиков сумела соединить подготовленные слова доклада с непосредственными объяснениями, возникшими по ходу дела из-за настойчивых вопросов «из зала». Это не повлияло на общий тон рассказа и уверенность докладчиков в себе. Всё получилось. И получилось на отлично.
Суриков В.И. Биография Василий Иванович родился в Сибири, в Красноярске, в казачьей семье. В детстве он стал свидетелем трудного и подчас жестокого быта обитателей Сибири, которые позже нашли отражение в картинах художника. Рисовать маленький Василий стал ещё с раннего детства. В возрасте восьми-девяти лет, когда он стал учиться в приходской школе, эти занятия стали постоянными. А первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища.
Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни» Сюжет картины относится ко времени воцарения молодого Петра Первого. После подавления Стрелецкого бунта царевны Софьи поддерживавшие её стрельцы были казнены. Первоначально на картине должна была присутствовать сцена уже свершившейся казни, но позже Суриков от этой идеи отказался, и полотно показывает момент перед казнью. С одной стороны, это история смятения, ужаса, отчаяния перед смертью, с другой – противостояние идей, отстаивание своих убеждений и сохранение гордости и достоинства даже перед лицом позорной смерти.
Суриков В.И. «Боярыня Морозова» Боярыня Морозова – исторически существовавшее лицо, Феодосия Морозова, видная деятельница старообрядческого движения. Аристократка и одна из самых богатых женщин своего времени, она отказалась принять новые церковные правила, была арестована, вынесла пытки, затем была заключена в земляную тюрьму, где умерла от истощения. Существуют исторические свидетельства, что при перевозе из одного места заключения в другое Феодосия Морозова призывала народ к соблюдению старых традиций. Именно этот момент изобразил на своей картине Суриков.
Суриков В.И. «Взятие снежного городка» Снежные городки, их строительство, штурм, разрушение – древняя народная забава, популярная и в наше время. В Сибири же издавна строились настоящие снежные крепости, которые штурмовались и всадниками, и весьма серьёзно вооруженными молодцами. Василий Суриков видел такие народные игры ещё в раннем детстве. А идею картины подал ему его младший брат. (Художник изобразил его на картине справа.)
Суриков В.И. «Переход Суворова через Альпы» Переход армии Суворова через Альпы – знаменательная страница русской военной истории. В 1798 году Россия вступила в коалицию с Австрией против Франции. Суворов был назначен командующим объединённой русско-австрийской армией. В ходе военной компании были предприняты военные маневры, в результате которых армия перешла через горы и в кратчайшие сроки вступила в бой. В результате практически вся северная Италия была очищена от французских войск.
В целом, результаты школьного проекта «Первое знакомство с Третьяковкой» можно оценить как всесторонне положительные.
Информационные, образовательные, воспитательные цели достигнуты. Уровень знаний класса в области изобразительного искусства, литературы, риторики,
истории значительно вырос. Более того, можно уверенно говорить об укреплении дружеских взаимосвязей внутри класса, повышении уровня самооценки рядом учеников, активизации общения между родителями, а эти социальные достижения не менее значимы для гармоничного развития каждого ребёнка, чем эрудиция и образованность.
Голубева М.В., учитель ГБОУ СОШ №1947, специально для smalti.ru
|
АртКласс Уроки изобразительного искусстваМастер-классы, лекции, презентацииШкольный проект «Прогулка по Семёновской слободе»Школьный проект «Первое знакомство с Третьяковкой. Живопись Василия Сурикова»Суриков В.И. БиографияСуриков В.И. «Утро стрелецкой казни»Суриков В.И. «Боярыня Морозова»Суриков В.И. «Взятие снежного городка»Суриков В.И. «Переход Суворова через Альпы»
| |