Школьный проект «Первое знакомство с Третьяковкой». Живопись Василия Сурикова
Устинов Т., Сайдаков Н., Каипов Р., Титов А. (2 класс)
Руководитель проекта: Голубева М.В.
ГБОУ СОШ № 1947 г. Москвы, 2012 год
Суриков Василий Иванович (1848 – 1916)
Василий Иванович родился в Сибири, в Красноярске, в казачьей семье. В детстве он стал свидетелем трудного и подчас жестокого быта обитателей Сибири, которые позже нашли отражение в картинах художника. Рисовать маленький Василий стал ещё с раннего детства. В возрасте восьми-девяти лет, когда он стал учиться в приходской школе, эти занятия стали постоянными. А первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища.
По воспоминаниям современников Суриков рисовал много и повсюду, в его сумках и ранцах всегда находилось место листам бумаги и карандашам, и он зарисовывал с натуры жанровые сценки, а также создавал эскизные портреты своих друзей и одноклассников.
Василий Суриков. Автопортрет
После окончания уездного училища Суриков стал работать писцом в губернском управлении. Денег на продолжение учёбы у семьи художника не было, но губернатор Енисейской губернии П.Замятин показал рисунки талантливого юноши красноярскому золотопромышленнику и меценату Петру Ивановичу Кузнецову, который оплатил обучение красноярского таланта в Академии Художеств в Санкт-Петербурге, а впоследствии купил и первую его картину: «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»
В 1875 году, в возрасте 27 лет Василий Суриков закончил Академию в звании классного художника первой степени. После окончания Академии переехал жить в Москву, но много путешествовал, побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии. Суриков часто возвращался в любимый Красноярск, где находил прообразы героев своих картин.
С 1893 года Суриков — действительный член петербургской Академии художеств.
Творчество Василия Сурикова посвящено русской истории. Масштабные картины художника сложны по композиции, отличаются портретным мастерством в создании множества типажей и образов. Сурикову присуще умение передать особенности ландшафта и времени года, и в то же время выписать в деталях элементы одежды и интерьера.
Почти каждая созданная художником картина становилась явлением в русской культурной жизни и подчас вызывала споры не только среди искусствоведов, но и среди историков, этнографов, географов. Для своих работ Суриков выбирал интересные сюжеты, которые часто были неожиданными и обращались к тем событиям истории, о которых учебники повествовали в пару скупых строк.
Академические критики и приверженцы классических традиций считали, что на картинах художника слишком много лиц и фигур, иногда даже называли полотна «парчовыми коврами». Но Суриков стал одним из первых живописцев, создавших масштабные исторические полотна, посвященные событиям российской истории, и в этих полотнах он сумел соединить классическую западную живопись с древнерусскими живописными традициями.
В 1916 году Василий Суриков скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
Далее: Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни»
|