Выставка «Образы огня в христианском искусстве». 2019 год
Музей древнерусской живописи им. Андрея Рублёва
В выставке также участвуют:
Государственная Третьяковская галерея
Музей русской иконы
Собрание икон при поддержке Андрея Первозванного
Частные коллекционеры
Кураторы выставки - главный хранитель музея О.В.Смирнова и заведующая отделом хранения и учёта фондов С.А.Кирьянова
Однотипные образы деисусных чинов, привычные святые в обрамлении житийных клейм, приглушённый свет, разговоры шёпотом
и общее ощущение некоторой унылости - такой мы представляем себе традиционную выставку икон.
И нельзя сказать, чтобы это было таким уж заблуждением. Обычно выставки посвящаются или определённому региону,
или конкретной иконописной школе, или заданному сюжету, а даже самый интересный подбор экспонатов
определяется нацеленностью на специалистов и знатоков искусства иконописи. Всем остальным ряды похожих
святых или архангелов кажутся скучными, и отчасти из этого прорастает расхожее заблуждение об иконописи как о статичном искусстве, лишённом яркой индивидуальности.
В феврале-марте 2019 года Музей имени Андрея Рублёва представил вторую выставку из серии «Стихии».
Выставка посвящена стихии огня и всему многообразию сюжетов, так или иначе связанных с огнём. Тематика широкая,
но акцент экспозиции на представление небанальных сюжетов и экстремальных историй самих икон превращает
выставку в познвательное путешествие по обширному пласту христианской культуры нескольких веков.
Неформальное сочетание икон разных сюжетов, времён, стилистик в одном небольшом пространстве привлекательно
для посетителей любого уровня компетентности в древнерусском искусстве. Искусствоведы могут углубиться в теоретизации вокруг символики тех или иных образов, а дилетанты познакомятся с теми сюжетами, о которых ещё никогда не слышали.
Икона «Всевидящее Око Божие (Уголь Исайи)». Фрагмент.
Середина XVIII века, с записью XIX века
Дерево, темпера
Использование огня и свечей традиционно для многих религий, и у почитания огня есть свой практический смысл -
в доэлектрическую эпоху огонь был основным источником тепла и света. Сюжеты о божиственном огне и даровании огня людям есть во всех языческих религиях. Но вместе с тем огонь издревле воспринимался и как одна из самых непостижимых стихий, пожары были распространённым бедствием, от которого не были застрахованы ни крестьянские хижины, ни императорские дворцы. Противоречивое отношение к огню определило разделение функций и символики огня - как благоприятной стихии, от которой зависит жизнь, и как грозной, убийственной стихии, от которой нет спасения.
Икона «Богоматерь Солнечная»
Конец XIX - начало XX века
Холуй
Дерево, темпера
Двойственность стихии огня сохранилась и в христианстве. Христианские богослужения и само пространство храма невозможно себе представить без мерцающих лампад и колеблющихся огоньков на тонких прутиках свечей. Ежегодное схождение Благодатного Огня - одно из объединяющих христиан всего мира чудо, символизирующее Воскресение, то есть главное событие христианства, определившее переворот в сознании людей и новую эру в развитии человечества. Однако и геенна, образ ада и символ гибели души, названа в Библии огненной.
Фреска «Клеветник и клятвопреступление»
Из композиции Страшный суд
1789 год. Артель Дмитрия Иконникова, Ярославль
Известковая штукатурка, темпера
Из церкви Воскресения Христова в Пучеже Ивановской области
Тематические разделы выставки основаны на естественной литературной рубрикации:
1. Образы огня в Священном писании
2. Символико-аллегорические композиции
3. Образы огня в житиях святых и иконах Богоматери
В каждом разделе представлено несколько икон типичных сюжетов, сразу приходящих на ум при слове «огонь»,
таких, как «Огненное восхождение пророка Илии» или «Сошествие Святого духа на апостолов».
И в каждом разделе собраны иконы редкой иконографии с малоизвестными сюжетами, например,
«Девять мучеников Кизических» или «Видение Лествицы преподобному Иоанну Синайскому».
В Библейских сюжетах можно выделить несколько функций огня, выступающего в разных сюжетах и как управляемая стихия, и как знак вмешательства свыше. Жертвенный и чудесный огонь представляют собой условно положительную сторону огненной стихии. Карающий огонь и огонь адского пламени выступают как сила устрашения и возмездия.
У огня есть и ещё одна очень важная функция - огонь символизирует собой присутствие Божие.
Выставка подталкивает изучать изменение атрибутики и символики в зависимости от того, какой вариант огня
присутствует в сюжете.
Иллюстрация апокалипсиса: «Второй ангел вострубил»
Конец XVII-начало XVIII веков
Поморье
Рукопись: Апокалипсис трехтолковый, л.92 об.
Бумага, чернила, перо, темпера
Огонь - одно из тех динамических и ускользающих явлений, которое крайне сложно передать в живописи.
Если задуматься, то маринистов в мировой живописи предостаточно, равно как и живописцев, увлечённых снегом, облаками и прочими погодными феноменами. А вот нарисовать реалистично огонь под силу очень немногим мэтрам живописи. Изображения огня на иконах не стремятся к реалистичности, однако весьма интересно проследить, каким образом иконописцы обозначали пламя, и сколь разные приёмы использовались для визуальной подсказки, доброе ли это пламя, или оно является карающим. В одних случаях пожар представлется в виде экзотического цветка, в других похож на клубок извивающихся змеек, в третьих пожар обозначается сплошным красным тоном, а на некоторых иконах огонь обретает черты самостоятельного существа, отдельного действующего персонажа.
Ещё одно интересное наблюдение: в огненных сюжетах христианской литературы встречаются чудесные избавления от пожаров и описываются спасения из огня без ожогов и повреждений, однако практически нет упоминаний о тушении пожаров как о результате человеческой деятельности. Вероятно, в этом отразилось понимание безнадёжности попыток отстоять дом или целый город, если уж огонь перерос в неуправляемую стихию. Однако и описываемые случаи самопроизвольного
затухания пожаров коррелируют с некоторыми моделями физико-химических процессов горения.
Икона «Богоматерь Неопалимая Купина»
Первая треть XVIII века. Великий Устюг
Дерево, темпера
Несмотря на сравнительно небольшое выставочное пространство музея Андрея Рублёва, экспозиция «Образы огня в христианском искусстве» вместила в себя не только собственно иконы, но и примеры книжной графики, и деревянную скульптуру, и предметы мелкой пластики, и даже фрески из затопленного Воскресенского храма города Пучеж. Ограниченность выставочных площадей требует мастерского подхода в подборке экспонатов и их размещении, и в теме стихии огня такая подборка получилась интереснейшей. Рекомендовать посетителю обратить внимание на какой-то отдельный предмет решительно невозможно - у каждого экспоната есть своя уникальность, свои особенности, своё звучание. Определённо можно сказать одно - выставка заслуживает внимания как маститых иконоведов, так и всех, кто интересуется историей и культурой.
Выставка открыта до 14 апреля 2019 года.
Стоимость билета 250 рублей, льготные билеты 100 рублей, дети до 16 лет бесплатно
Музей работает:
Понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00 (касса до 20:15)
Пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00 (касса до 17:15)
В среду экспозиция и выставки закрыты.
Офииальный сайт музея Рублёва - Выставка «Образы огня в христианском искусстве»
Татьяна Селянинова, 2019, фото автора
Далее: Выставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой». 2019 год
|