Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Выставка «Русский Север» в Государственном Историческом музее

Декабрь 2018 - май 2019 гг.

Благодаря своей географической удалённости от основных мест сражений в XVIII-XIX веках, а также в силу труднодоступности региона из-за отсутствия дорог, Русский Север сохранил те пласты культуры, которые были утеряны в центральной и южной России. Север опалила гражданская война и интервенция 1917-1920-х годов, однако многие артефакты были спрятаны и сохранены, а носители фольклорных сказаний и памяти о минувших эпохах сумели выжить не только в революционных пожарах, но и в последующих бедах двадцатого века.

Угрозой для множества артефактов стала лишь их обыденность, привычность, многие деревенские обитатели Русского Севера не осознавали исторической и художественной ценности привычных предметов быта. В 1970-е годы, когда деревенские уклады были ещё живы в своём архаичном виде, исследования северной культуры велись обрывочно, и во-многом сводились к выкупу или изъятию у жителей старинных книг, икон и интересных предметов. Многие стороны жизни не рассматривались исследователями как значимые или требующие документальной фиксации. Крах советской системы привёл к миграциям молодого населения в города и разорению старых сундуков, по заброшенным деревням проехадись мародёры, и во втором десятилетию двадцать первого века можно утверждать, что значимых и обширных находок памятников культуры Русского Севера ожидать уже не приходится.

Тем интереснее рассмотреть материальные свидетельства северного жития-бытия в рамках одной выставки, где собраны все направления прикладного искусства, дающие комплексное представление о стилистике и особенностях быта северных крестьян и купцов.

Выставка «Русский Север»

Металлические шкатулки, подносы, кубки и прочие изделия в технике чернения расходились по всей Российской империи из Великого Устюга.

Выставка «Русский Север»

Техника скани обрела новую популярность в северных землях. Ажурные шкатулки и различные дамские предметы обихода быстро вошли в моду и заняли в ней своё собственное постоянное место.

Выставка «Русский Север»

В Устюге процветал и промысел изготовления сундуков в кованых накладках. Сундуки большие спальные, сундуки-подготовники, сундуки-теремки были обязательными предметами интерьера как в домах зажиточных торговцев, так и в скромных избах ремесленников и крестьян.

Выставка «Русский Север»

Выставка «Русский Север»

Промысел резьбы по кости и изготовления всевозможных костяных изделий сложился в Холмогорах. Затейливые шкатулки и сундучки для драгоценностей обычно украшали комоды и секретеры, но и в далёких путешествиях они становились удобным вместилищем для украшений и важных писем.

Выставка «Русский Север»

Расписные северные избы сохранились в незначительном количестве, и споры о реальном состоянии дел в отдалённых деревнях продолжаются. Одни историки считают, что росписи были дорогим удовольствием, недоступным большинству населения. Другие полагают, что невысокое, в среднем, качество росписей - указание на массовость явления. Нарисовать цветы на филёнке могли даже дети.

Выставка «Русский Север»

Выставка «Русский Север»

Расписная деревянная утварь использовалась повсеместно, однако стилистика росписей отличалась в разных регионах. У мезенской, пинежской, двинской росписей отмечаются разные сюжеты и техники. Росписи вносили в быт яркие краски и помогали скрашивать длинные белые зимы с морозами и метелями.

Выставка «Русский Север»

Выставка «Русский Север»

Некоторые сохранившиеся росписи устанавливают прямую связь между искусством иконописи и бытовыми росписями в интерьере. Над росписью представленных дверей шкафа определённо трудился мастер, знакомый с канонами христианского искусства.

Выставка «Русский Север»

Праздничная одежда северянок впечатляет богатством рукодельных техник и мастерством исполнения шитья, кружев, вышивок. Яркие образы северных красавиц отчасти повлияли на творчество множества художников, на рубеже XIX-XX веков создавших ряд образов русских женщин в национальных костюмах.

Отдельный зал выставки занимают иконы, преимуществено северного письма. На иконописные мастерские Севера влияли разработки и новгородской, и псковской, и ростовской школы. Добирались до холодной окраины и столичные веяния. Однако наряду с классическими образцами, привычными взгляду и ожиданиям, в северных землях был создан пласт уникальных и самобытных икон. Народные мастера, оторванные от иконописных центров, создавали иконы по своему вкусу и со своим внутренним пониманием символики библейских и житийных сюжетов.

Выставка «Русский Север»
Распятие с предстоящими
1775 год, Русский Север
Резчик Алексей Соловецкий
По заказу олонецкого купца Ильи Емельянова, сына Мартьянова

На выставке представлено несколько произведений деревянной скульптуры, традиционных для северных храмов. Скульптурный образ Николы Можайского и рельефные распятия присутствовали в большинстве церквей и соборов и Онежских, и Двинских земель. Особенностью этих памятников является синтез художественных техник - резьба по дереву дополнялась реалистичной росписью, а воздействие скульптурных образов на прихожан и паломников сложно переоценить.

Выставка «Русский Север»

Небольшой зал выставки посвящён графике Выго-Лексинского общежития - книгам и рисункам на библейские сюжеты. Традиционно история русского христианского искусства фокусируется прежде всего на архитектуре и иконописи, однако культурно-религиозный код передавался прежде всего через книги, и перепись книг была традиционным занятием крупных монастырей. В книжных иллюстрацих авторы чаще отходили от канонов, и книги давали возможность создавать удивительные по красоте и тщательности проработки орнаменты.

Выставка «Русский Север»

Выставка «Русский Север»

На выставке также представлены образцы посуды, расписные короба и сундуки, предметы быта, утварь и милые бытовые мелочи, исполненные на высоком уровне ремесленного и художественного мастерства.

Краткое впечатление от экспозиции. Для зрителя, далёкого от историко-культурного контекста и прикладного искусства, подобные выставки могут стать тропинкой к богатому и загадочному миру северной цивилизации, многообразной, и всё же цельной в своём общем звучании. Но искушённому зрителю, хорошо знакомому с северной культурой, выставка может показаться скуповатой. С одной стороны, все важные направления прикладного искусства представлены, с другой, представление это заключается в немногочисленных предметах, многие из которых давно известны по каталогам, основной экспозиции ГИМа или по другим выставкам. Выставка, безусловно, интересна - но не для специалистов.
Эато компактность и небольшое количество экспонатов в каждом разделе привлекательны для посещения выставки с подростками. По выставке можно совершить сравнительно быструю экскурсию для знакомства с культурой Русского Севера, не перегружая любопытную аудиторию потоком фактов и исторических баек.

Татьяна Селянинова, 2019.




Далее: Выставка «Иконы Каргополья. Возрождение». 2019 год

 →  Главная  → События, мероприятия, выставки   → Выставка «Русский Север». 2019 год  


События Выставка «Образы огня в христианском искусстве». 2019 годВыставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой». 2019 годВыставка «Русский Север». 2019 годВыставка «Иконы Каргополья. Возрождение». 2019 год«Архип Куинджи» в Третьяковской галерееАрхив событий, мероприятий, выставок




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта