Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

«Архип Куинджи» в Третьяковской галерее. 2019 год

Творчество Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910) сложно рассматривать в контексте традиционного деления русской живописи второй половины XIX века на академическую, перелвижническую и малоизвестную. Эксперименты Куинджи с цветом приближают его к импрессионизму, его нежные и экспрессивные пейзажи предвосхишают чувствительность Серебряного века, а феноменальные работы с лунным светом составляют отдельную главу в мировой живописи, и все попытки притянуть их к тому или иному живописному направлению оказываются условными.

Архип Куинджи в Третьяковской галерее


Биография Куинджи - роман о терниях обучения и восхождения к статусу художника. Мальчишка из бедной семьи, рано оставшийся сиротой, много лет работал ретушёром в фотографических ателье, продолжая рисовать и рисовать на любой подходящей поверхности, любым подходящим материалом. Только в двадцать восемь лет он получил звание неклассного художника и стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. Знакомство с передвижниками побудило его к развитию реалистической живописи, но классические пейзажи и социальные опыты стали лишь ступенькой в творчестве мастера. Романтический период создания пейзажей, в которых главной темой являлось наслаждения природой без социальных мотивов привёл Куинджи к разрыву с передвижниками.

Архип Куинджи в Третьяковской галерее


Архип Куинджи в Третьяковской галерее


Архип Куинджи в Третьяковской галерее


Последняя четверть XIX века отмечена неизменными восторгами как российской, так и зарубежной публики. Куинджи адекватно воспринимал значение своего творчества, однако был чувствителен к критике. Шумиха и бурные обсуждения работ, выставки и лицемерие некоторых отзывов привели мастера к решению отстранения от бурной светской жизни. С начала 1880-х годов и до 1901 года Куинджи создавал свои картины в тишине мастерской, куда не допускались посторонние. Последнее десятилетие творчества отмечено написанием ряда выдающихся полотен, которые стали вершиной выразительности и итогом философских осмыслений художника.

Архип Куинджи в Третьяковской галерее


Архип Куинджи в Третьяковской галерее


Архип Куинджи в Третьяковской галерее


Выставка «Архип Куинджи» в Третьяковской галерее впервые за долгое время собрала в одном месте, в одно время 180 работ живописца. Наплыв посетителей продемонстрировал актуальность творчества мастера в контексте современного восприятия живописного искусства. Если многие картины передвижников остались вехой времени, а полотна иных академиков живописи украсили запасники музеев, пейзажи Куинджи вполне созвучны нынешнему времени, в них сохранился универсальный восторг перед красотой мира и возможностями человечества.

Архип Куинджи в Третьяковской галерее


Архип Куинджи в Третьяковской галерее


Архип Куинджи в Третьяковской галерее


Выставка прошла с курьёзным скандалом, связанным с кражей картины. Социальные сети пестрели отсылками к старому советскому фильму "Старики-разбойники", где описывалась подобная кража: подошёл, снял, ушёл. Преступника поймали, картина вернулась на выставку, однако то, что произошло подобное не где-нибудь, а в Третьяковке, заставляет задуматься, а что же творится в запасниках галереи, и можно ли считать надёжной системы безопасности, которые используются для хранения национального достояния.

Архип Куинджи в Третьяковской галерее


Архип Куинджи в Третьяковской галерее


Архип Куинджи в Третьяковской галерее


Вторым очевидным недостатком выставки стала невозможность купить электронные билеты. Желающие посмотреть выставку из разных профессиональных сфер и разных социальных слоёв дружно жаловались на мгновенное исчезновение всех билетов в первые секунлы после появления их в продаже. Причём трудности составляла покупка билетов даже на утренние часы в будни. Билетов на выходные не удавалось поймать в продаже даже в доли секунд. Но, разумеется, вдоль замёрзшей очереди на выставку преспокойно бродили спекулянты, предлагающие билеты "на сейчас" за двукратную стоимость - 1000 рублей. Время ожидания в очереди составляло 2-3 часа, и, надо думать, кто-то недурно на этом заработал. Так что заявления о том, что тема спекулянтов закрыта, остались сотрясением воздуха и только. Что опять же, снижает доверие к главной художественной галерее столицы.


Татьяна Селянинова, 2019. Фото Татьяны Захаровой



Далее: Архив событий, мероприятий, выставок

 →  Главная  → События, мероприятия, выставки   → «Архип Куинджи» в Третьяковской галерее  


События Выставка «Образы огня в христианском искусстве». 2019 годВыставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой». 2019 годВыставка «Русский Север». 2019 годВыставка «Иконы Каргополья. Возрождение». 2019 год«Архип Куинджи» в Третьяковской галерееАрхив событий, мероприятий, выставок




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта