Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Выставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой». 2019 год
Организатор и спонсор: Музей русской иконы Получить одобрение Антона Павловича Чехова (и, вероятно, стать прототипом героини рассказа "Бабье царство"); построить дом по проекту Романа Ивановича Клейна; обустроить кабинет, в котором будет жить Иосиф Виссарионович Сталин - в биографию Анны Васильевны Мараевой (1845 - 1928) вместилось множество событий и встреч, отразивших эпоху второй половины XIX - начала XX веков. И выставка собрания Анны Васильевны в Музее русской иконы интересна не только подборкой экспонатов, но и флёром исторических реалий, образом сильной русской женщины, успевшей и детей воспитать, и фабрики поднять, и уникальную коллекцию собрать.
Старообрядческие кланы и общины в XIX веке стали основой купечества и предпринимательской деятельности. Открытие и модернизация производств, развитие торговли и обеспечение империи товарами как первой, так и двадцать пятой необходимости во многом зависело от старообрядцев. Историю какого промышленного района дореволюционной России ни возьми - везде будут старообрядцы, строящие и продающие бумажные, стекольные, текстильные, кирпичные и все прочие фабрики и заводы. Старообрядцы стали и первыми крупными меценатами и коллекционерами Российской Империи. За исключением крупных аристократов и представителей царской фамилии системным коллекционированием мало кто занимался. Зародившееся в XIX веке движение старообядцев за сохранение культурных и художественных артефактов обеспечило наши нынешние музеи представительными и обширными коллекциями. И прежде всего это касается икон.
Анна Васильевна Волкова родилась в семье старообрядцев, кустарных производителей холста. Анна получила домашнее образование, а в 24 года вышла замуж за Мефодия Васильевича Мараева. Отец Мефодия - Василий Афанасьевич - к моменту свадьбы сына являлся купцом первой гильдии, хозяином ситценабивных и бумаготкацких фабрик, а также недвижимости в Москве. В браке, который по старообрядческим традициям заключался по благословению родителей, без таинства венчания, родилось восемь детей. В 1882 году после смерти Василия, а затем и Мефодия Мараевых, Анна Васильевна встала во главе всего дела. Ей сопутствовала удача, а деловая хватка, внимание к производственным тонкостям и умение вести переговоры стали факторами процветания фабрик. Анна Васильевна построила дом в Серпухове, поддерживала школы и больницы для рабочих, активно занималась благотворительностью. Особое внимание она уделяла коллекционированию икон, книг и предметов христианской культуры.
Первая русская революция и смерть дочери стали предвестниками упадка купеческого дела Анны Васильевны. На приданое умершей дочери она построила Покровский старообрядческий храм-моллельню в Серпухове, несмотря на сложности экономической ситуации продолжала благотворительную деятельность. Выйти из кризиса купчихе первой гильдии не удалось,
в 1913 году Товарищество мануфактур Мараевой было закрыто. А там грянули мировая война и революция. Выставка «Сокровище вечное» привлекательна для столичных знатоков церковного искусства возможностью увидеть экспозицию вроде и близкого к столице, но редко посещаемого музея. Проехаться до Серпухова ради музея решаются лишь отдельные энтузиасты, а вот путешествие до Гончарной улицы не кажется столь уж трудным (хотя из некоторых районов столицы Серпухов определённо доступнее). Особенность представленной коллекции - древность многих памятников, необычность ряда сюжетов, но главное - соединение икон и предметов разного времени и стиля в цельную коллекцию - памятник одарённой и выдающейся женщине.
Татьяна Селянинова, 2019, фото автора Далее: Выставка «Русский Север». 2019 год
| События Гончарное искусство Елены дель Барко. 2020 годВыставка Марии Кулагиной «Мир художника». 2019 годВыставка «Образы огня в христианском искусстве». 2019 годВыставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой». 2019 годВыставка «Русский Север». 2019 годВыставка «Иконы Каргополья. Возрождение». 2019 год«Архип Куинджи» в Третьяковской галерееАрхив событий, мероприятий, выставок | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |