Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Выставка «Русский Север» в Государственном Историческом музееДекабрь 2018 - май 2019 гг.
Благодаря своей географической удалённости от основных мест сражений в XVIII-XIX веках, а также в силу труднодоступности региона из-за отсутствия дорог, Русский Север сохранил те пласты культуры, которые были утеряны в центральной и южной России. Север опалила гражданская война и интервенция 1917-1920-х годов, однако многие артефакты были спрятаны и сохранены, а носители фольклорных сказаний и памяти о минувших эпохах сумели выжить не только в революционных пожарах, но и в последующих бедах двадцатого века. Угрозой для множества артефактов стала лишь их обыденность, привычность, многие деревенские обитатели Русского Севера не осознавали исторической и художественной ценности привычных предметов быта. В 1970-е годы, когда деревенские уклады были ещё живы в своём архаичном виде, исследования северной культуры велись обрывочно, и во-многом сводились к выкупу или изъятию у жителей старинных книг, икон и интересных предметов. Многие стороны жизни не рассматривались исследователями как значимые или требующие документальной фиксации. Крах советской системы привёл к миграциям молодого населения в города и разорению старых сундуков, по заброшенным деревням проехадись мародёры, и во втором десятилетию двадцать первого века можно утверждать, что значимых и обширных находок памятников культуры Русского Севера ожидать уже не приходится. Тем интереснее рассмотреть материальные свидетельства северного жития-бытия в рамках одной выставки, где собраны все направления прикладного искусства, дающие комплексное представление о стилистике и особенностях быта северных крестьян и купцов.
Металлические шкатулки, подносы, кубки и прочие изделия в технике чернения расходились по всей Российской империи из Великого Устюга.
Техника скани обрела новую популярность в северных землях. Ажурные шкатулки и различные дамские предметы обихода быстро вошли в моду и заняли в ней своё собственное постоянное место.
В Устюге процветал и промысел изготовления сундуков в кованых накладках. Сундуки большие спальные, сундуки-подготовники, сундуки-теремки были обязательными предметами интерьера как в домах зажиточных торговцев, так и в скромных избах ремесленников и крестьян.
Промысел резьбы по кости и изготовления всевозможных костяных изделий сложился в Холмогорах. Затейливые шкатулки и сундучки для драгоценностей обычно украшали комоды и секретеры, но и в далёких путешествиях они становились удобным вместилищем для украшений и важных писем.
Расписные северные избы сохранились в незначительном количестве, и споры о реальном состоянии дел в отдалённых деревнях продолжаются. Одни историки считают, что росписи были дорогим удовольствием, недоступным большинству населения. Другие полагают, что невысокое, в среднем, качество росписей - указание на массовость явления. Нарисовать цветы на филёнке могли даже дети.
Расписная деревянная утварь использовалась повсеместно, однако стилистика росписей отличалась в разных регионах. У мезенской, пинежской, двинской росписей отмечаются разные сюжеты и техники. Росписи вносили в быт яркие краски и помогали скрашивать длинные белые зимы с морозами и метелями.
Некоторые сохранившиеся росписи устанавливают прямую связь между искусством иконописи и бытовыми росписями в интерьере. Над росписью представленных дверей шкафа определённо трудился мастер, знакомый с канонами христианского искусства.
Праздничная одежда северянок впечатляет богатством рукодельных техник и мастерством исполнения шитья, кружев, вышивок. Яркие образы северных красавиц отчасти повлияли на творчество множества художников, на рубеже XIX-XX веков создавших ряд образов русских женщин в национальных костюмах. Отдельный зал выставки занимают иконы, преимуществено северного письма. На иконописные мастерские Севера влияли разработки и новгородской, и псковской, и ростовской школы. Добирались до холодной окраины и столичные веяния. Однако наряду с классическими образцами, привычными взгляду и ожиданиям, в северных землях был создан пласт уникальных и самобытных икон. Народные мастера, оторванные от иконописных центров, создавали иконы по своему вкусу и со своим внутренним пониманием символики библейских и житийных сюжетов.
На выставке представлено несколько произведений деревянной скульптуры, традиционных для северных храмов. Скульптурный образ Николы Можайского и рельефные распятия присутствовали в большинстве церквей и соборов и Онежских, и Двинских земель. Особенностью этих памятников является синтез художественных техник - резьба по дереву дополнялась реалистичной росписью, а воздействие скульптурных образов на прихожан и паломников сложно переоценить.
Небольшой зал выставки посвящён графике Выго-Лексинского общежития - книгам и рисункам на библейские сюжеты. Традиционно история русского христианского искусства фокусируется прежде всего на архитектуре и иконописи, однако культурно-религиозный код передавался прежде всего через книги, и перепись книг была традиционным занятием крупных монастырей. В книжных иллюстрацих авторы чаще отходили от канонов, и книги давали возможность создавать удивительные по красоте и тщательности проработки орнаменты.
На выставке также представлены образцы посуды, расписные короба и сундуки, предметы быта, утварь и милые бытовые мелочи, исполненные на высоком уровне ремесленного и художественного мастерства.
Краткое впечатление от экспозиции. Для зрителя, далёкого от историко-культурного контекста и прикладного искусства, подобные выставки могут стать тропинкой к богатому и загадочному миру северной цивилизации, многообразной, и всё же цельной в своём общем звучании. Но искушённому зрителю, хорошо знакомому с северной культурой, выставка может показаться скуповатой. С одной стороны, все важные направления прикладного искусства представлены, с другой, представление это заключается в немногочисленных предметах, многие из которых давно известны по каталогам, основной экспозиции ГИМа или по другим выставкам.
Выставка, безусловно, интересна - но не для специалистов. Татьяна Селянинова, 2019. Далее: Выставка «Иконы Каргополья. Возрождение». 2019 год
| События Гончарное искусство Елены дель Барко. 2020 годВыставка Марии Кулагиной «Мир художника». 2019 годВыставка «Образы огня в христианском искусстве». 2019 годВыставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой». 2019 годВыставка «Русский Север». 2019 годВыставка «Иконы Каргополья. Возрождение». 2019 год«Архип Куинджи» в Третьяковской галерееАрхив событий, мероприятий, выставок | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |