|
Иконы
Византийская икона «Успение Богоматери» XV века «Успение» является первоклассным художественным произведением первой половины XV века, в нем ярко проявились основные стилистические черты константинопольской живописи этой поры, но в то же время икону отличает особое композиционное решение и живописность, создающие выраженное настроение и символическое звучание иконы.
Византийская икона «Благовещение» XV века В произведении средневекового искусства закономерно искать различные образно-смысловые уровни. И если на уровне «буквальном» в византийской иконе «Благовещение» представлена сюжетная психологическая новелла о «бессеменном зачатии», то на уровне, который средневековые писатели назвали бы анагогическим, здесь представлено воплощение, или материализация, Слова, то есть некой духовной силы или энергии, внедрение этой энергии в мир.
Феофан Грек Имя Феофана Грека — одно из самых известных в истории европейского средневековья. Художник работал в разных странах. Но созданные им произведения сохранились только в России, куда он приехал во второй половине XIV века и прожил значительную часть жизни. От достоверного творческого наследия Феофана уцелел только один памятник: исполненные в 1378 году фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Церковь была полностью расписана, остались же отдельные фрагменты, которые позволяют реконструировать систему росписи. В основных чертах она традиционна, повторяет давно сложившуюся и принятую в Византии схему расположения определенных сюжетов и фигур. Но здесь есть особенности, глубоко продуманный выбор именно тех изображений (а также надписей), благодаря которым Феофан смог выразить ведущие идейные тенденции времени, показать свое отношение к общечеловеческим духовным ценностям, нравственным нормам, назначению человека в мире.
Дионисий Cредневековые источники крайне скупы на имена живописцев: считалось, что рукой художника водит Бог. Чтобы нарушить этот «заговор молчания», надо было обладать исключительным талантом — тогда для потомков сохранялась память о «живописце пресловущем паче всех», «изящном иконописце», «божественных икон началохудожнике». Краткая биография Дионисия, восстановленная по разным источникам, обретает плоть и кровь в его работах. Далеко не все они дошли до наших дней, но и уцелевшие, к счастью, дают возможность судить о природе его художественного дара. Светлые, чистые краски, удлиненные пропорции фигур, плавные, будто льющиеся линии, ощущение ничем не омраченного праздника характеризуют стиль Дионисия.
Псковские письма Древняя живопись Пскова — явление яркое и самобытное. Получив первые уроки от византийских мастеров, местные иконописцы на протяжении XIII-XV веков выработали свои живописные и технические приемы, своеобразную иконографию, наполнили традиционные образы новым эмоциональным содержанием. Использование местных красок минерального происхождения определило цветовую палитру псковичей. Привычными стали для них сочетания оранжеватых, приглушенно-зеленых, темно-коричневых и слепящих белых красок. Лики имеют темный коричневато-красный оттенок. На скулах, вокруг подглазных теней кладутся сочные пробела. Этим приемом достигается особая сосредоточенность взгляда.
Иконы Каргополья До Архангельска - 375 вёрст, до Новгорода и того дальше, а до Москвы - и все 780 набегает. Разбив чудь белоглазую, белозёрский князь Вячеслав нашёл удобным место недалеко от истока реки Онеги из озера Лача. Поставив свой острог на Каргином поле, князь дал начало городу Каргополю. Иконописные мастерские в Каргополе существовали уже в XVI веке, и это были сложившиеся коллективы, профессионально занимающиеся живописью. Обычно иконоведы не выделяют каргопольскую живопись в отдельную школу. Иконопись Каргополя объединяется, скорее, по территориальному признаку и общей канве специфики почитания местных святых, образы которых обязательно присутствовали в иконостасах.
Икона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII века Иконы с изображением праведника Прокопия Устьянского характерны для северных русских земель, где почитание святого широко распространилось во второй половине XVII века после обретения его нетленных и чудотворных мощей. Сперва крестьяне окрестных сёл, а потом и другие жители Севера, которым было далековато до московских и питерских святынь, устремлялись к новоявленному чудотворцу, а заодно и пополняли красные углы изб образами святого Прокопия, веря в его чудодейственную целительную силу.
Иконы Рыботыцких мастеров Во второй половине XVII и на протяжении XVIII в. большой популярностью среди народа пользуются произведения живописцев из небольшого городка Рыботычи, расположенного в Галиции, между Добромилем (ныне территория Украины) и Пшемыслем (ныне территория Польши). Рыботыцкие иконы продавались на ярмарках, ими украшались храмы многих сел и окрестностях Пшемысля, Добромиля, Турки, Самбора, они распространялись также по всему западному Прикарпатью, по Лемковщине и Закарпатью. Знали мастеров из Рыботыч и на территории Словакии и Румынии.
Выставки икон
Выставка «Образы огня в христианском искусстве». 2019 год Выставка посвящена стихии огня и всему многообразию сюжетов, так или иначе связанных с огнём. Тематика широкая, но акцент экспозиции на представление небанальных сюжетов и экстремальных историй самих икон превращает выставку в познвательное путешествие по обширному пласту христианской культуры нескольких веков. Неформальное сочетание икон разных сюжетов, времён, стилистик в одном небольшом пространстве привлекательно для посетителей любого уровня компетентности в древнерусском искусстве. Искусствоведы могут углубиться в теоретизации вокруг символики тех или иных образов, а дилетанты познакомятся с теми сюжетами, о которых ещё никогда не слышали.
Выставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой». 2019 год Получить одобрение Антона Павловича Чехова (и, вероятно, стать прототипом героини рассказа «Бабье царство»). Построить дом по проекту Романа Ивановича Клейна. Обустроить кабинет, в котором будет жить Иосиф Виссарионович Сталин. В биографию Анны Васильевны Мараевой (1845 - 1928) вместилось множество событий и встреч, отразивших эпоху второй половины XIX - начала XX веков. И выставка собрания Анны Васильевны в Музее русской иконы интересна не только подборкой экспонатов, но и флёром исторических реалий, образом сильной русской женщины, успевшей и детей воспитать, и фабрики поднять, и уникальную коллекцию собрать.
Выставка «Иконы Каргополья. Возрождение». 2019 год Выставочный проект «Иконы Каргополья. Возрождение» – результат совместной научной и творческой деятельности Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск), Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря и Российской академии художеств. Выставка посвящена памятникам истории и искусства христианской культуры Русского Севера. Впервые 150 произведений иконописи и деревянной пластики Каргополья XV – XIX веков собраны вместе, в едином экспозиционном пространстве залов Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств.
Раздел подготовлен в содружестве с информационно-познавательным проектом Иконовед. На сайте проекта представлены материалы по иконописи, истории древнерусской живописи,
особенностям иконографии, сюжетам икон и всему прочему, что связано с иконной тематикой. В отдельном разделе представлены хорошо
известные и редкие книги и публикации.
|
Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров
| |