Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Иконы Каргополья

Каргополье - затерянная в северных лесах страна, древнее искусство которой сохранилось благодаря уходу торговых путей в другие земли. Храмы самого Каргополя и заброшенные церкви окрестных деревень стали кладезем артефактов, не сохранившихся в тех регионах, где полыхали революции и войны. Иконы Каргополья XVI-XVII веков представляют собой интересный пласт регионального искусства, менее приверженного догматам и допускающего те или иные вольности иконописцев. В то же время высокий уровень художественного мастерства каргопольских иконописцев доказывает развитие и богатство края в эпоху приоритета северных торговых путей.


Историческое вступление. Иконы Каргополья XVI векаИсторическое вступление. Иконы Каргополья XVI века
Предположительно, строительство острога произошло в середине XII века, в ходе освоения славянами северных земель. А обнаружил записи об этом событии генерал-губернатор Олонецкой губернии Гавриил Державин, которого чаще вспоминают как русского поэта, а не как государственного деятеля. Первое упоминание о городе встречается в Никоновской летописи в 1380 году.

Иконопись Каргополья. Иконы XVII векаИконопись Каргополья. Иконы XVII века
В стилистике каргопольских икон прослеживаются различия между городской, профессиональной живописью и крестьянским, народным иконописанием. Народная икона - явление характерное для всего Русского Севера, иконы на заказ из известных мастерских были слишком дороги для крестьянских домов и храмов. Значение имел и фактор удалённости, труднодоступности многих северных деревень и сёл.

Многорядные иконыМногорядные иконы
Концепция многорядных икон сложилась, вероятно, по простым соображениям экономии или оптимизации пространства, как храмового, так и личного. В условиях Русского Севера многоярусные иконостасы с большим числом отдельных икон могли позволить себе лишь крупные храмы в зажиточных городах, а сельские церкви обходились куда более скромными иконами и аксессуарами.

Северные живописные «небеса»Северные живописные «небеса»
«Небеса» - это устоявшееся название расписных секторов потолка в деревянных северных храмах. Небом называли и перекрытия храмов, и сам потолок, а расписные потолки, выполненные в иконографической традиции, представляли собой отсылку к небесам в религиозном контексте. Темами росписи «небес» обычно являлись библейские сюжеты, подобранные таким образом, чтобы образовывать логичную композицию и с художественной, и повествовательной точки зрения. Некоторые потолочные росписи представляют собой свод почитаемых апостолов, святых, мучеников, расположенных по кругу.

Деревянная скульптура. Никола МожайскийДеревянная скульптура. Никола Можайский
История происхождения образа Николы Можайского восходит к былинным временам, и легенда о защите города Можая носит черты скорее героической сказки, нежели христианского нравоучительного жития. Город Можай осадило многочисленное вражеское войско, и когда надежды на спасение уже не осталось, жители начали молиться Николаю Чудотворцу. В небе над городом появился образ Николая с мечом в одной руке и городком в другой. Устрашённые завоеватели в панике бежали, а Николай стал считаться защитником и покровителем города.

Деревянная скульптура. Христос в темницеДеревянная скульптура. Христос в темнице
Христос в темнице - самый любимый и распространённый скульптурный образ в культуре Русского Севера. Реалистичные изображения Христа в образе полуголого мужчины, сидящего в суть согнутом положении, иногда со связанными руками, иногда с рукой, поднесённой к щеке, встречаются на обширной территории и объединяются общим и необычным для христианского искусства реализмом образа. Время и причины возникновения традиции создания скульптурных образов - предмет споров иконоведов и искусствоведов.

Деревянные Голгофские крестыДеревянные Голгофские кресты
В привычном представлении Голгофский крест - это или нательный крест или церковный крест внушительных размеров, располагающийся где-либо в храме. Деревянные резные панно с изображением Голгофского креста, куполов, различных символических рисунков и криптограмм были довольно популярны на Русском Севере в восемнадцатом веке. Однако назначение таких деревянных панно не вполне очевидно, предполагается, что они могли заменять иконы, в том числе аналойные, а также использоваться в процессе обучения.



 →  Главная  → Иконы   → Иконы Каргополья  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИсторическое вступление. Иконы Каргополья XVI векаИконопись Каргополья. Иконы XVII векаМногорядные иконыСеверные живописные «небеса»Деревянная скульптура. Никола МожайскийДеревянная скульптура. Христос в темницеДеревянные Голгофские крестыИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта