Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Псковские письма (Псковская школа иконописи)

Древняя живопись Пскова — явление яркое и самобытное. Получив первые уроки от византийских мастеров, местные иконописцы на протяжении XIII-XV веков выработали свои живописные и технические приемы, своеобразную иконографию, наполнили традиционные образы новым эмоциональным содержанием. Использование местных красок минерального происхождения определило цветовую палитру псковичей. Привычными стали для них сочетания оранжеватых, приглушенно-зеленых, темно-коричневых и слепящих белых красок. Лики имеют темный коричневато-красный оттенок. На скулах, вокруг подглазных теней кладутся сочные пробела. Этим приемом достигается особая сосредоточенность взгляда.

Псковичи любили декоративные элементы. Почти в каждой иконе можно видеть орнамент из крупных белильных кружков — «ожерелок» или разноцветных треугольников, квадратов, имитирующих жемчужную обнизь или драгоценные камни. Ими украшались одежды святых, крышки евангелий, архитектурные детали. Композиции псковских икон максимально заполнены: каждый художник стремился вместить как можно больше в малое иконное пространство. Издавна сложившаяся и сохранившаяся в Пскове на протяжении нескольких столетий художественная культура удивительно полно отвечала своеобразному мировосприятию жителей древнего города.

В Государственном Русском музее хранится небольшое, но очень ценное в художественном и научном отношении собрание псковских икон. Лучшие из них оказались в музее уже в начале нашего столетия, поступили из собраний известных русских коллекционеров. Иконами псковского «письма», как называли их в то время, интересовался Н. П. Лихачев, выдающийся ученый, историк, искусствовед. Им была собрана прекрасная коллекция произведений древнерусского искусства, хранящаяся с 1913 года в Русском музее, из которой происходят «Архангел Гавриил», «Сошествие во ад», две иконы с изображением Дмитрия Солунского и другие.

В 1920-1930-е годы после закрытия в Пскове многих монастырей и церквей их имущество распределялось по различным музеям страны. Отдельные памятники попали в Русский музей, другие - в Третьяковскую галерею, третьи - в областные и региональные музеи. Зачастую иконы, составляющие один иконостас, оказывались в разных музеях, где и остаются поныне. Значительное количество памятников древнерусской живописи было найдено при обследовании Псковской области научными экспедициями в 50 — 60-е годы. Но говорить о художественных достоинствах этих произведений стало возможным лишь после того, как реставраторы сняли с них слои потемневшей олифы и поздние живописные наслоения.

Деисус из церкви Николы (Псков, XIIIв.)Деисус из церкви Николы (Псков, XIIIв.)
Особенности исполнения, характер композиции позволяют отнести создание этого произведения к первой половине XlV столетия, времени формирования псковской школы. В пластической разработанности фигур, структуре драпировок, их рисунке, мягкой моделировке ликов чувствуется основательное знание художником образцов как византийской живописи XII-XIII веков, так и домонгольского искусства Руси.

Сошествие во ад с деисусом и избранными святыми (Псков, XVв.)Сошествие во ад с деисусом и избранными святыми (Псков, XVв.)
Христос в красных одеждах, символизирующий мученичество, изображен на фоне вытянутой миндалевидной мандорлы — «божественной славы» — и является смысловым центром композиции. Он попирает ногами врата ада и помогает подняться Адаму и Еве. Все три фигуры приближены к зрителю, силуэты их образуют устойчивый треугольник. По сторонам Христа тесные группы ветхозаветных пророков и праотцев, по легенде, предсказавших это событие. Среди них библейские цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча, Захария, Моисей, Авель и Аарон.

Великомученик Димитрий Солунский (Псков, XVв.)Великомученик Димитрий Солунский (Псков, XVв.)
Икона, относящаяся к XV веку, торжественна и нарядна. Образу святого приданы черты царского величия. Широкий колоколообразный силуэт святого, облаченного в пышные доспехи, занимает почти всю иконную плоскость. Он — как «крепость нерушимая», «вера и опора» — всем обликом внушает надежду и спокойствие. Большой красный крест в руках Дмитрия — символ мученичества — своими формами перекликается с рукоятью меча, спрятанного за прочный щит.

Сошествие во ад с избранными святыми (Остров, XVIв.)Сошествие во ад с избранными святыми (Остров, XVIв.)
О том, насколько сильны были древние художественные традиции, можно судить по иконе «Сошествие во ад» из города Острова (Псковская область). Верхняя часть ее напоминает рассмотренный выше памятник того же названия. Художник повторяет позу Христа, форму миндалевидной (а не закругленной, как в иконах других городов Древней Руси) мандорлы. Воспроизводит позы и жесты персонажей и даже характер лещадок на горках.

Начало двадцать первого века определило новую тенденцию в изучении иконописи - частное коллекционирование, стремительно развившееся и ещё только обретающее цивилизованные формы, поставило перед экспертами и художниками-рестараторами новые задачи изучения не только значимых и общеизвестных памятников, но и обширного пласта домашних, бытовых, деревенских икон, среди которых подчас встречаются подлинные шедевры древней живописи, в том числе и псковской школы иконописи.

И. Шалина



 →  Главная  → Иконы   → Псковские письма  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаДеисус из церкви Николы (Псков, XIIIв.)Сошествие во ад с деисусом и избранными святыми (Псков, XVв.)Великомученик Димитрий Солунский (Псков, XVв.)Сошествие во ад с избранными святыми (Остров, XVIв.)Икона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта