Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Икона «Святой Прокопий Устьянский».
Русский Север, начало XVIII века

Иконы с изображением праведника Прокопия Устьянского характерны для северных русских земель, где почитание святого широко распространилось во второй половине XVII века после обретения его нетленных и чудотворных мощей. Сперва крестьяне окрестных сёл, а потом и другие жители Севера, которым было далековато до московских и питерских святынь, устремлялись к новоявленному чудотворцу, а заодно и пополняли красные углы изб образами святого Прокопия, веря в его чудодейственную целительную силу.

Представленная икона «Св. Прокопий Устьянский» традиционна по композиции, но необычна своей тонкой живописной техникой и декоративным богатством.

Икона «Святой Прокопий Устьянский». Фрагмент
Икона «Святой Прокопий Устьянский».
Начало XVIII века. Русский Север.
Дерево, левкас, темпера. Размер: 32*25 см


Лики на иконе даны мягкими, дымчатыми плавями, своеобразно сочетающимися с резкой графической обводкой черт и суховатой, строгой детализацией.

Икона «Святой Прокопий Устьянский». Лик святого
Икона «Святой Прокопий Устьянский». Фрагмент. Лик святого


Этот мягкий свет, придающий ликам одновременно нежность и пышный объём – отголосок «живоподобия» в работах мастеров столичной Оружейной Палаты, конечно, в особой интерпретации художников северных иконописных артелей.

Икона «Святой Прокопий Устьянский». Богоматерь с младенцем.
Икона «Святой Прокопий Устьянский». Фрагмент. Богоматерь с младенцем


Ещё одно подтверждение мастерства иконописца - изображение Введенской церкви, той самой, где хранились нетленные мощи святого Прокопия. Изображение храма выполнено тщательно и едва ли не с документальной верностью. Ровные ряды брёвен, точная и мелочная проработка крыш, крытых лемехом, особая прорисовка крестов - не всегда и не везде иконописцы тратили столько сил на придание архитектурному образу столь законченного и празднично-нарядного вида. Следует обратить внимание и на гармоничные, правильные пропорции нарисованного храма, а также на его устойчивое и гармоничное расположение в фоновом пространстве.

Церковь изображена покрытой «лемехом» - осиновой черепицей. Мастер расписал лемех цветными лаками по сусальному серебру. А ведь кровли деревянных храмов действительно в старину красились, а с годами, утратив древнюю окраску, становились характерного светло-серебристого оттенка (таково издревле подмеченное русскими мастерами свойство осины – серебриться от времени). Нарисованный лемех, будто бы особым промыслом, повторил судьбу настоящего: цветные лаки на иконе частично потёрлись, а серебро цело, хоть и потускнело от старости.

Особая черта иконы – «книжный» характер её графической отделки, местами будто цитирующей миниатюры из старообрядческих рукописей, местами – из печатных книг (в этом смысле очень характерен «ренессансный» мотив орнаментальной рамы). Это неудивительно: северные иконописцы-артельщики, опираясь на материалы, копированные с образцов из богатых монастырских скрипториев-библиотек, производили массу рукописных книг, по шедевральности своей отделки не уступающих иконам. Высокое влияние книжной культуры дополнительно акцентирует северный характер стиля представленного памятника.

Икона «Святой Прокопий Устьянский» - это и загадочная история об обретении нетленных мощей неизвестного праведника, раскрывшего своё имя сновидцам, и соединение канонической иконографии с роскошью и утончённостью мотивов ренессанса и барокко, и своего рода «документализация» вида архитектурного сооружения, не дошедшего до наших дней. И, в первостепенном значении - это христианское повествование о праведной жизни, телесной смерти и бессмертии души за гробом.

Дополнительная информация:

Св.Прокопий УстьянскийСв.Прокопий Устьянский
Прокопий Устьянский - один из множества таинственных северных святых особого типа, недавно названного в искусствоведческой литературе «Праведники из гробницы». Их стихийное почитание на Севере основывалось на желании обретения собственной, локальной святыни, выделяющей данную местность на русской сакральной карте (в северных областях очень разреженной). Естественная для всякого человека (тем более для носителя христианского сознания) тяга к сакральному вызывала к жизни эти культы, в основном характерные для окраинных земель Руси в период позднего средневековья.

Об образах Св.Прокопия УстьянскогоОб образах Св.Прокопия Устьянского
Первая икона праведного Прокопия Устьянского была написана иконописцем Онисимом Крамзиным по заказу сольвычегодского купца Ивана Ермолаева в 1652 году. Согласно легенде, образ святого был создан... лично со слов Прокопия, явившегося купцу во сне и повелевшего написать икону с собственным изображением. Причём праведник сам явился купцу и «разрешил» написать его образ, вкратце описав, каким он должен быть.

Статья об иконе «Святой Прокопий Устьянский» на сайте галереи «Особая икона»

Ангелина Лопаткина, специально для smalti.ru

Благодарим Илью Боровикова, независимого эксперта, директора галереи «Особая икона» за предоставленное изображение иконы, а также подробные консультации и объяснения



 →  Главная  → Иконы   → Икона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII века  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаСв.Прокопий УстьянскийОб образах Св.Прокопия УстьянскогоИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта