Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Иконы Рыботыцких мастеровИз Львовского музея Украинского искусстваВ. П. Откович Одной из примечательных особенностей украинской средневековой живописи является наличие в ней ярко выраженного народного течения, а также своеобразное толкование религиозных представлений н явлений окружающей действительности. Тенденции к народной интерпретации образа прослеживаются очень рано; их развитию способствовали провинциальные живописные мастерские, возникновение которых отмечается уже в XV в. Выделение произведений народного искусства из профессиональной живописи становится еще более заметным во второй половине XVI в. Однако подлинный расцвет народной живописи наступает после освободительной войны 1654 г., увенчавшейся воссоединением Украины с Россией. Именно в этот период в русло духовной культуры вливается волна народных традиций, богатых и многообразных в своих проявлениях, образуются новые мастерские, возникают центры интенсивного народного творчества. Во второй половине XVII и на протяжении XVIII в. большой популярностью среди народа пользуются произведения живописцев из небольшого городка Рыботычи, расположенного в Галиции, между Добромилем (ныне территория Украины) и Пшемыслем (ныне территория Польши). Рыботыцкие иконы продавались на ярмарках (городок еще в 1524 г. получил привилегию на годичные торги и ярмарки), ими украшались храмы многих сел и окрестностях Пшемысля, Добромиля, Турки, Самбора, они распространялись также по всему западному Прикарпатью, по Лемковщине и Закарпатью. Знали мастеров из Рыботыч и на территории Словакии и Румынии. Значительная часть этих произведений не сохранилась. Иконы, выходившие из-под кисти мастеров из народа, популярные среди простолюдинов, не всегда были угодны духовенству. Церковь выступала против распространения икон живописцев из Рыботыч, в которых ярко было выражено народное понимание религиозных сюжетов. Специальное распоряжение 1766 г. обязывало: «Иконы Рыботыцкие и другие непристойной работы, которые несовершенные мастера, еле основы своей профессии понимающие, по храмам развозят и продают и таким образом непристойными своими изображениями привыкли людям подавать плохой пример, и потому надо попам своим прихожанам объяснять, дабы таких икон на ярмарках и храмах не покупать, ибо такие иконы в церковь приниматься не будут». Нетерпимость к «непристойным» иконам ярко выступает в немногословной записи ревизии церковного имущества r, селе Цыкив: «Иконы Рыботыцкой работы выбросить приказано». Отношение церковной власти на Украине к «несовершенным мастерам» схоже с отношением к народным художникам церковных властей в России, где еще в середине XVI в. народный примитив имел широкое распространение. В решениях «Стоглава» от 1551 г. резко осуждается и запрещается народная живопись: «А которые иконники неучи по се время писали не учася самовольством и самоволкою и не по образцу, и те иконы променяли дешево простым людем поселяном невежам, и тех положити в запрещение <...>» Известные иконы рыботыцкого круга в большинстве не датированы и анонимны. Лишь единичные источники называют мастеров из Рыботыч. В музее города Сянока (Польша) находится большая икона «Страсти Христа», состоящая из 32 сцен, на которой есть имя заказчика и художника: «Дав змалювати Василь Солтис <...> зобразив <...> Якiв мещанин Риботицький» — и дата 1675 г. В актах духовных судов от 1679 г. упоминается Михаил, живописец из Рыботыч. П.М. Жолтовский относит к рыботыцкой школе творчество живописца из Перемышля Ивана Щирецкого, четыре иконы которого, написанные в 1679 г., находятся в иконостасе села Суха в Закарпатье. Произведения рыботыцких мастеров хранятся в музеях Польши, Румынии, Словакии, многие до сегодняшнего дня находятся в церквах Прикарпатья и Закарпатья, для которых они предназначались, но основное собрание икон мастеров из Рыботыч сосредоточено в фондах Львовского музея украинского искусства.
С первых лет своего существования музей пополнялся уникальными образцами произведений народных мастеров. Об этом заботился большой знаток народного искусства Илларион Семенович Свенцицкий, первый директор музея. Во вступительной статье к каталогу выставки галицкого примитива XVII — XIX вв., изданному во Львове в 1939 г., И. С. Свенцицкий подчеркивал, что между творчеством народного мастера и произведениями мастеров мирового искусства нет принципиальной разницы. «Как художники — они объединены единой возможной для них формой выявления своих чувств и мыслей.» В собрании произведений рыботыцкой школы Львовского музея украинского искусства обращают на себя внимание три иконы «Рождество Христово», вывезенные из сел Торки, Коросно и Березка. [инв. №№ 28093, 22639, 33659]. По времени создания иконы относятся к концу XVII — началу XVIII в. Выполнены они темперными красками на еловых досках, укрепленных шпонками. В музей иконы поступили в разное время: из села Торки (размер 113,5 х 70) — в 1923 г., из села Коросно (размер 103 х 69) — в 1930 г., из села Березка (размер 102 х 69) — в 1940 г. Сюжет развертывается на всех трех иконах в такой последовательности: «Архангел будит волхвов», «Волхвы по знаку звезды спешат в Вифлием», «Сцена рождения Христа», «Поклонение волхвов», «Купание младенца», «Бегство в Египет», «Ирод дает приказ воинам убивать детей», «Воины чинят расправу над младенцами», «Оплакивание», «Елизавета с Иоаном скрывается в пещере». Идентичные этим трем иконы хранятся: одна — в Львовской картинной галерее (размер 115 х 78; вывезена из села Новосилки Гостинные в 1972 г.), другая в Народном музее Кракова. Последняя (размер 114 х 75) поступила в собрание Краковского музея около 1900 г., и место ее происхождения неизвестно. Пять названных произведений с аналогичным сюжетом имеют незначительные расхождения в иконографии, колорите и композиции, близки по стилистическому формальному решению. Иконографическое сравнение, сравнение типажа персонажей, текстовых надписей, архитектурных мотивов, пропорций фигур дают право предположить, что иконы принадлежат руке одного мастера, который не всегда следует уже выработанному образцу, а свободно интерпретирует сюжет, строя композицию каждой иконы. На иконе из села Коросно, хранящейся во Львовском музее украинского искусства, и на иконе из краковского Народного музея в сцене поклонения волхвов один из трех царей изображен коленопреклоненным. На иконе из села Торки, так же как и на иконе из Новосилок Гостинных, хранящейся во Львовской картинной галерее, все волхвы стоят, и лишь на иконе из села Березка один из царей припал на одно колено. На той же иконе из Новосилок Гостинных отсутствует пастух, которого мы видим наостальных иконах. На иконах из краковского Народного музея и Львовской картинной галереи отсутствует сцена купания младенца. Вместо этой сцены изображен Иаков, сопровождающий бегущих в Египет Марию с младенцем и Иосифа. Образ Иакова присутствует также в композиции из села Березка. На той же иконе, как и на иконе из Новосилок Гостинпых, спящие цари лежат прямо на холме, а не на полосатом ложе, как на остальных иконах. Кроме этого, на иконе из Новосилок Гостинных спящие волхвы изображены без корон на голове. Иконы, о которых идет речь, исключительно интересны богатой иконографией и сложной композицией нарративного характера. На одной плоскости соединено несколько эпизодов, связанных с рождением Христа. Некоторые из них известны в иконографии как самостоятельные сюжеты. Многосценная картина рождения Христа и связанных с ним событий дается на всех пяти иконах в сопровождении объяснительного текста, выступающего в роли своеобразного диалога между персонажами. Надписи, тактично введенные в общий композиционный строй икон, выполнены черной и белой краской, в зависимости от цвета фона, на котором изображены. Язык надписей богат народными элементами и близок к языку колядок, где в стихотворной форме ведется рассказ о рождении и преследовании Христа. К примеру, на каждой иконе в сцене избиения младенцев надпись: «Цар Герод повел слугам своим избити вся дети сущая во Вефлееми и во всех пределах своих».
В народной колядке этот эпизод звучит так: Перед нами наглядный пример выражения одной и той же идеи в различных видах творчества народа. Как отмечал П. Г. Богатырев, «изучая произведения различных видов народного искусства, мы замечаем, что произведения как словесного, так и других видов народного творчества, например изобразительного, имеют общие образы». Композиция икон «Рождество Христово» мастера из Рыботыч построена не по принципу схематичного размещения сцен в прямоугольных клеймах, обрамляющих центральное изображение, а свободно разворачивается отдельными сюжетами на плоскости иконы. Сюжеты отделены один от другого волнистыми линиями, изображением холмистой местности, архитектурными мотивами. Кисть народного мастера ведет непрерывный рассказ, рисуя события в живых сценах, где объединены радость и печаль, борьба добра и зла, жизни и смерти, творя единую многоплановую картину. Такой принцип построения не концентрирует внимание на одном моменте, а объединяет ряд сюжетов общей идеей. Композиция исполнена движения, события подобно калейдоскопу сменяют друг друга, от радостных картин рождения Христа до трагических сцен преследования. Арсенал изобразительных средств рыботыцких мастеров минимальный: графическая линия, скупая палитра локальных цветов — в основном оливковой зелени, серо-голубого, черного, белил и красной охры. Именно в этом сила таланта народных мастеров из Рыботыч, умеющих скупыми изобразительными средствами подняться до решения сложных тем, интерпретируя известные сюжеты смело, непосредственно, внося в них радостный оптимизм и простое, земное понимание зачастую непонятных народу религиозных канонов.
Распространению повествовательной иконографии «Рождества Христова» в кругу рыботыцких мастеров способствовала большая популярность в народе этого сюжета, дополненного на протяжении веков апокрифическими рассказами, которые, по словам профессора И. С. Свенцицкого, «восполняли <...> пробел канонических евангелий, постоянно возбуждая дополнительный интерес людей, желание узнать больше о событиях и соединить воедино короткие канонические рассказы». На Украине тема «Рождества Христова» известна как в монументальной, так и в станковой живописи. Самым давним сохранившимся памятником данного сюжета является фреска ХП в. из Кириковской церкви в Киеве. Из иконописи дошли до нашего времени произведения на тему «Рождества Христова» начиная с XVI в. Вариант многофигурной повествовательной композиции «Рождения Христа» не известен на Украине в более ранние времена и встречается только в конце XVII в. в кругу рыботыцких мастеров. В процессе создания сложной многофигурной композиции «Рождества Христова» живописцы из Рыботыч несомненно пользовались уже известным образцом иконографии такого типа, интерпретируя его соответственно своему воображению, творческим возможностям и техническим навыкам. Близкие рыботыцким композиции мы находим в русской иконописи, где повествовательно-графический стиль, как его именовал А. Н. Некрасов, распространяется уже во второй половине XVI в. Иконы такого типа находятся в Третьяковской галерее, Ярославском областном художественном музее, Пражской Национальной галерее и в частной коллекции московской художницы Т. Мавриной. Русские иконы, в основной своей массе небольшие по размеру, насыщены значительным количеством сцен и отличаются миниатюрной живописью и тщательным воспроизведением всех деталей композиции. Большое распространение получила многосменная композиция «Рождество Христово» в ярославской школе иконописи второй половины XVII в., в период наибольшего культурного и экономического расцвета Ярославля.
Самым древним известным образцом повествовательной иконографии, иллюстрирующей рождение и детство Христа, является икона XI в. из монастыря св. Катерины на Синае, композиция которой насчитывает более десяти отдельных эпизодов, размещенных на одной плоскости и разделенных изображением плавных горных хребтов. Названную синайскую икону можно считать источником распространения такого типа иконографии как в России, так и на Украине, на что указывают исследователи живописи средних веков, называя те конкретные пути, которые связывают землп Синая и России в ХVI в. Распространение повествовательной иконографии «Рождества Христова» в кругу рыботыцких мастеров происходило благодаря паломничеству монахов, развитой торговле и культурным связям с восточнохристианские миром, начавшимся еще со времен Галицко-Волынского княжества. Сложная иконография адаптировалась в кругу рыботьщких мастеров соответственно эстетическим потребностям и уровню мышления окружающей сельской среды, запросы которой они выражали. Живописец из Рыботыч выработал свою иконографию, упростив многофигурную композицию, сведя ее к отдельным сюжетам, наиболее популярным в народе, для которого такие иконы служили своеобразной книгой, наглядно дополнявшей не всегда ему понятные церковные чтения. Иконы работы рыботыцких мастеров из Львовского музея украинского искусства являются лишь малой частью произведений интенсивно развивающейся на протяжении XVII — XVIII столетий школы живописи, заслуживающей специального исследования.
Публикуется по изданию:
| Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров Мануалы для ремонта легкового авто Lexus RX RX300 https://autoinstruction.ru/Lexus/RX/XU10-petrol | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |