|
Икона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII века
Об образах Св.Прокопия Устьянского
Первая икона праведного Прокопия Устьянского была написана иконописцем Онисимом Крамзиным по заказу сольвычегодского купца Ивана Ермолаева в 1652 году.
Согласно легенде, образ святого был создан... лично со слов Прокопия, явившегося купцу во сне и повелевшего написать икону с собственным изображением.
Причём праведник сам явился купцу и «разрешил» написать его образ, вкратце описав, каким он должен быть.
В Архангельском музее изобразительных искусств хранится несколько икон Святого Прокопия, считанные образцы представлены в частных собраниях икон.
Период наиболее активного обращения к образу Св.Прокопия в иконописи - XVIII век, однако икон даже этого времени сохранилось не так уж много.
Однако по дошедшим до нас памятникам можно составить отчётливое представление об устоявшейся иконографии святого.
В основе композиции (практически не известной в культуре Византии и получившей своё развитие только в русском искусстве) – ростовой образ праведника, предстоящего Божеству в сегменте неба и расположенного на фоне собственных мощей, покоящихся открытой раке под сенью храма. Св. Прокопий безбрадый, босоногий, светлый лицом, отроческого возраста, облачён в белый хитон праведника. На поздних иконах обе фигуры – лежащего и стоящего святого – подчас равномасштабны, но в древности акцент делался именно на увеличенной фигуре предстоящего Господу праведника, демонстрируя превосходство мистической реальности над физическим веществом – пускай служащим проводником благодати, но всё же не являющимся её источником.
Руки святого воздеты в молебном жесте к образу Богоматери с младенцем, являющейся на облаке в левом верхнем углу иконы. Святой как бы передаёт Христу и Марии молитвы паломников, обращённые к его гробу. Примечательно, что святой обращается именно к иконе Богоматери: это отражает богородичное посвящение алтаря Введенской церкви, в приделе которой покоились мощи.
Образы св. Прокопия Устьянского относятся к очень интересной разновидности русских икон с изображением исторически достоверной архитектуры. Хождение подобных икон на Руси набрало силу со второй половины XVIв., по мере распространения сюжета «Обители св. Зосимы и Савватия» с видом Соловецкого монастыря. По их образцу при других монастырях, а позднее – и отдельных храмах, стали создаваться подобные «иконы места», любопытнейшие памятники сакральной топографии старой Руси. Особенно ценны свидетельства, подобные представленной иконе св. Прокопия – достоверно отразившие облик былой архитектуры. На нашей иконе с мастерством и точностью изображена давно погибшая Введенская церковь - с центральным шатром, окружённым четырьмя главами на «крестовой бочке», с отдельным приделом-прирубом для мощей св. Прокопия, крытая осиновой черепицей – лемехом, крашеным в нарядные цвета.
Икона «Святой Прокопий Устьянский». Северное письмо, XVIII в.
Икона «Праведный Прокопий Устьянский» в окладе Северное письмо, XVIII в.
Икона «Святой праведный Прокопий Устьянский». Северное письмо, конец XVII в. начало XVIII в., дерево, левкас, темпера Музей Изобразительных Искусств, Архангельск
Ангелина Лопаткина, специально для smalti.ru
Благодарим Илью Боровикова, независимого эксперта, директора галереи «Особая икона» за подробные консультации и объяснения
Изображения икон взяты с сайта Православие. ру
|
Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаСв.Прокопий УстьянскийОб образах Св.Прокопия УстьянскогоИконы Рыботыцких мастеров
| |