Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Азы композиции

Хочу поделиться опытом, наблюдениями и мыслями, относящимися к композиции. Любое живописное произведение в процессе создания состоит из трех основных элементов: рисунка, живописи и композиции.

Рисунок призван определить конструкцию предмета, пропорции, характеристику отдельных форм, предмета в целом. Живопись создает ощущение восприятия предмета, его цвет, материальность, тональные различия, воздушную среду. Вместе с тем живопись способна вызвать определенные чувства у зрителя: успокоенность или тревогу, радость или угнетенность. В этом она чем-то сродни музыке.

Композиция же — не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берется за кисть или карандаш, это и определенно созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения. Поэтому, работая в цвете и тоне над композицией, развивая ее разными способами, автор стремится сделать так, чтобы зритель как можно полнее воспринял содержательную идею картины. Тут для художника поле деятельности безгранично. Чем образнее и глубже он мыслит, чем богаче и убедительнее его художественное мастерство, тем сложнее и значимее произведение.

Э.Вуйяр. Две женщины перед лампой
Э.Вуйяр. Две женщины перед лампой
Масло. 1892. 33 х 41
Сантропе. Музей Аннонсиады

Здесь любопытно одно обстоятельство. Довольно редко даже профессионалы в равной степени владеют и рисунком, и живописью, и композиционным мышлением. Например (конечно, с достаточной мерой условности), можно сказать, что Энгр блестящий рисовальщик, а Константин Коровин природный живописец. Причем каждый старается как бы акцентировать в своем творчестве те элементы мастерства, которыми владеет увереннее. Но если рисунок и живопись могут в какой-то мере помочь друг другу» то свободное владение законами композиции они вряд ли заменят. Успешные занятия по композиции во многом зависят как от знания законов открытых и разработанных поколениями мастеров, так и от личного творческого и жизненного опыта, мировоззрения художника. Поэтому вторгаться в эту область следует с большой осторожностью. Однако предостережение от ошибок, как правило типичных, вреда не принесет.

Э.-Л.Буден. Пляж в Трувиле, беседа
Э.-Л.Буден. Пляж в Трувиле, беседа
Масло. 12 х 25
Онфлер. Музей Будена

Если приведенными рассуждениями удалось убедить вас в полезности грамотного композиционного мышления, то, не теряя времени, приступим к упражнениям. Нe станем откладывать до той поры, когда оиладесм рисунком и живописью. Будем пользоваться теми способа м и изображения, которые нам сегодня по силам. Сложность композиционных задач постараемся постепенно наращивать с надеждой, что в каждом последующем упражнении вы примените уже усвоенные положения. Согласны? Тогда за дело!

Итак, у большинства акварельные краски. Но ведь композиция — это постоянный поиск, от чего-то отказываемся, что-то новое вносим. Акварель же — краска прозрачная. Лишний мазок убрать трудно. А из-за мешающего пятна переделывать заново эскиз покажется досадным, и вы невольно смиритесь с допущенной оплошностью. Лучше отказаться временно от приемов «чистой акварели» и в виде исключения разрешить свободно пользоваться белилами. Можно также делать эскизы гуашью, темперой, маслом. Прежде чем взять в руки кисточку, поработаем карандашом. Так я и знал! Карандаш-то вы держите совсем не так. Всеми пятью пальцами поднимите карандаш, будто берете смычок и собираетесь играть на скрипке. Заточенная чисть карандаша обращена вверх. Затем держите карандаш тремя пальцами: большим, указательным и средним.

«Как же я буду таким неудобным образом работать?» — читаю я ваши претензии. Не волнуйтесь, вспомните, с какой трудностью непослушной рукой выводили первые в жизни буквы и как бойко пишете теперь. Все дело (речь идет о чисто технической стороне) в настойчивых упражнениях и в расположении бумаги не на столе, а на мольберте или специальной подставке. Возьмите фанерку размером 60 сантиметров по высоте и 45 — н ширину. Прикрепите бумагу. Садитесь. Фанерку поставьте на колени. Верхняя ее часть пусть опирается на спинку другого стула, на стол или стену. Теперь обзор удобен, сидим правильно, и все дальнейшее зависит от нашей целеустремленности.

Намечаем на листе две точки. Одна вверху, другая сантиметрах в 15 — 20 ниже. Соединяем их решительной линией. Проводим много линий, накладывая их одна на другую. Сначала неминуемо получится нечто похожее на метелку или хвостик лошадки. Пусть это не смущает, ибо мы только «ставим руку». Облегченно вздохнуть сможем тогда, когда удастся все десять линий превратить в одну, пусть пока еще несколько широкую. Потом поупражняйтесь в попытке соединить две точки в горизонтальном направлении. Сначала добейтесь уверенного исполнения упражнения, начинайте многократными движениями чертить круг, не отрывая при этом карандаш от бумаги. Ну а затем точно так же изобразите несколько овалов.

Эти упражнения к композиции, казалось бы, отношения не имеют. Не совсем так: теперь, приобретя технический навык исполнения, мы готовы приступить к эскизу. Вначале, применяя линию, пятно, тон и цвет, выполним самые простые упражнения. Воспользуемся линией как смысловым элементом композиции. Сделаем несколько квадратов, которые будем понимать, как «картинную плоскость» отдельного произведения. В каждом квадрате линию придумываем иную. В первом рисуем почти прямую. В другом — изящно изогнутую завитком. Резкими изгибами напоминающую молнию — в следующем.

Всмотритесь в рисунки. Всего лишь линия, но имеющая разный характер, производит непохожие впечатления. Попробуем повернуть работу, и те же элементы предстанут в неожиданном качестве. Не ленитесь, поупражняйтесь еще. Линии, но смещенные в верх картинной плоскости или вниз, крупнее изображенные или мельче, пробудят иные чувства и вызовут новые мысли. Даже один предмет, изображенный на рисунке, смещенный левее или правее середины листа, выше или ниже, произведет разные впечатления.

Ну а что же делать, если в эскизе не один, а сразу несколько предметов? Вот тут-то мы подошли к самому главному, без чего любую композицию понять трудно. В свою очередь, спрошу у вас: «Можно ли разобраться в предложении, да еще в сложно-подчиненном, в котором нет ни одного подлежащего?» «Да это же неграмотная фраза»,— воскликнете вы. Ведь в этой конструкции должно быть ясно выражено подлежащее.

В грамотно исполненном композиционном эскизе без «подлежащего» тоже не обойтись. Нам удобнее называть его «главным смысловым пятном». Но как же помочь зрителю найти главное пятно? Давайте этому поучимся. Способов много. В одном случае смысловое пятно выделяют укрупненным размером среди остальных пятен. В другом, когда все фигурки одного масштаба, главную выделяют необычным расположением по отношению ко всем остальным. Допустим, все мазочки «стоят», а один «лежит». Зритель невольно обратит внимание на «объект», который ведет себя не так, как все.

В третьем «подлежащее» выделяют цветом, отличающимся от остальных «членов предложения». Вообразите черную толпу, а в ней — одну красную фигурку. Но не только красный цвет способен выручить художника. Попытаемся представить красную толпу, а одну фигурку-черной. Она так же привлечет внимание. В истории изобразительного искусства немало примеров, когда художник выделял главное освещенностью, более светлым или темным пятном. Перечисленные способы выявления «подлежащего» полезно применить в собственной работе.

Используя черную и белую краски, изобразите стаю пингвинов. В данном случае неважно, что вы не могли их видеть в естественных условиях. В сопровождающих эту статью иллюстрациях сюжеты взяты из жизни, и в них можно найти и то, о чем мы сейчас говорим. Итак, один из пингвинов — главный. Как же выявить вожака? Ведь все птицы одинакового цвета и размера. Если его положить, то изменится смысл картины. Такую композицию скорее поймут как «Гибель вожака».

Выйти из создавшейся трудности поможет еще один способ. Суть его в том, что вокруг главного смыслового пятна создается свободное пространство —. «воздух», как говорят художники. Предмет, отделенный от всех остальных воздухом, конечно, привлечет к себе внимание в первую очередь.

Раньше, чем начать работать красками, определимся в одном немаловажном вопросе. Вам полезно научиться мыслить несколько условными категориями. Например, в первых прикидках будущей композиции уметь за одним мазком или пятном видеть предполагаемую фигуру, определенное действующее лицо. Так быстрее найдете гармонию взаимного расположения фигур или групп, общий композиционный строй. Пусть каждый мазок пока выполняет роль воображаемого «пингвина».

Учимся все по-разному. Кто-то начинает, не дослушав до конца объяснения. У таких мысль даже за кистью не поспевает. Другие вынашивают композицию до тех пор, пока не представят её вполне сложившейся. Трудно судить о преимуществах того или иного метода. Важен окончательный итог.

Пока одни «сидят с зажмуренными глазами», посмотрим первые результаты у тех, кто доверил фантазию кисточке. Так и предполагал! Все пингвины стоят врассыпную, плотной толпы не представляют, между ними много свободного места. Мы же условились, что за счёт воздуха выделим только главного пингвина. Но ничего страшного нет. Дополнительными мазками уплотним «толпу». Одни птицы пусть перекрывают других. Таким образом, разрозненные фигурки объединяются в группы, непохожие между собой.

Как видите, изображение даже элементарного сюжета ставит много проблем. Представьте, как тонко нужно чувствовать, сколько знать и уметь, проявить воли и характера, чтобы создавать эскиз, равновеликий произведениям выдающихся мастеров.

В дальнейшем, чтобы лучше понять приемы выделения главного, а также другие проблемы композиции, обратитесь к жизненным впечатлениям. Начните с наблюдения окружающей природы. Обратите внимание на стайки воробьёв на кустах и ветвях деревьев, диких голубей на улицах. Незаметная их жизнь наполнена массой интересных ситуаций. Здесь и проблемы вожака, и иерархия положения, и характеры повадок. Выработав наблюдательность, вы сделаете много полезных наблюдений.

Е.Анискин




Далее: Станковая композиция

 →  Главная  → АртКласс: искусство для детей и детское искусство   → Уроки изобразительного искусства   → Азы композиции  


АртКласс Уроки изобразительного искусстваКак ставить натюрмортНатюрморт. Этапы работыГрунты под живописьРабота графическими материаламиРисунок карандашом. Методы построения предметов и создания формАзы композицииСтанковая композицияЗарисовки архитектуры на плэнереСила воображенияРисуем природуЛепка фигуры с натуры. Подготовка каркасаЛепка головы человека с плечевым поясомМастер-классы, лекции, презентацииШкольный проект «Прогулка по Семёновской слободе»Школьный проект «Первое знакомство с Третьяковкой. Живопись Василия Сурикова»













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта