Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Сила воображения

Надо развивать в себе силу воображения.
Н. Ге

Чистый лист, сколько таит он возможностей, какой простор для фантазии!
Отец одного из поступающих в художественное училище, волнуясь за его подготовку, спрашивал: «Как быть? Сын для выполнения композиции склеил несколько листов бумаги. Стоит ли в большом размере еще не окрепшему дарованию пробовать силы, не надорвется ли?» Конечно, не размер работы определяет ее достоинства. Но как прекрасно, что есть стремление к творчеству. Разумно ли подрезать крылья в такой момент? В период, когда пылкое воображение подстегивает волю, пробуждает стремление высказаться, запечатлеть нахлынувшие образы.

Детское творчество отличается непосредственностью восприятия, способностью удивляться, открытыми глазами смотреть на мир, нестандартностью видения, неуемной фантазией. К сожалению, эти драгоценные качества, влияющие на формирование художника, не всегда бережно сохраняются и освещают ярким светом его путь. Влечение к рисованию по воображению в детские и отроческие годы необычайно помогает в учебе и дальнейшей самостоятельной деятельности. Даже если ранее такой интерес отсутствовал, вероятность его развития не исключена. Полезно совместно со сверстниками обсуждение сделанного, а более всего — желание фантазировать. А это возможно при любой степени умения рисовать.

Работу по представлению в просторечии иногда называют рисованием «от себя», что не следует путать с отсебятиной, которая нередко привносится в этюды с натуры, лишая их жизненности. В то же время рисунок, выполненный по этому принципу, может стать убедительным во всех отношениях. Речь не о противопоставление натурного рисования работе по воображению (они взаимосвязаны), а о специфике каждого метода. Бывают дарования, которые с ранних лет Увлеченно импровизируют, причем учебная штудия вначале даже труднее. Другие не могут и шагу ступить без подглядки у натуры, полагая, будто сочинять без опоры на жизненные впечатления беспочвенно. Это, разумеется, логично и верно. Однако умение отвлечься от протокольной фиксации действительности, проникнуть в пластическую красоту и особенности формы, света, цвета несет живительные соки в творчество, способствует отбору наиболее существенного.

А. Иванов. Сон Иосифа.
А. Иванов. Сон Иосифа.
Акварель. 1850-е годы.

Известно немало произведений во всех видах искусства, где созданные художником фантастические образы не могли быть увидены в реальной жизни. Но отвлеченность от зрительных впечатлений здесь кажущаяся, ведь в конечном счете наблюдения реального мира лежат в основе самого пылкого воображения.

Ничто не приходит мгновенно. Навык формируется постепенно, в постоянном побуждении к решению композиционных задач, исполнении разноплановых упражнений. Художник не столько раздумывает, сколько пристально всматривается в образ, зарождающийся в сознании. Рисовать он начинает, когда Образ оживает в представлении с необычайной рельефностью.

На остроту наблюдения и возникновение замысла могут влиять и побочные обстоятельства. Случается, во время прогулки и беседы с человеком, наделенным воображением, в самом заурядном мотиве обнаружишь выразительный силуэт, неожиданный световой эффект, подметишь неповторимое, художественное зерно.

Работа по воображению не только стимулирует и обогащает композицию, но вызывает потребность к наблюдению, освоению натуры. Наблюдения и наброски на вокзалах, рынках, улицах в часы наибольшего скопления народа, в метро, на спортивными соревнованиях — все это может послужить поводом для рисования групп людей в движении. Передача движения всегда связана с развитием воображения. Эту задачу невозможно решить только приемами изображения статичной натуры в аудитории, поскольку необходимо представить себе сущность движения как переход из одного положения в другое. Тут уместно сказать о рисовании животных. Наблюдения за их повадками должны предшествовать практическому рисованию.

Настоящим открытием может стать выход с учениками за пределы школьных стен. Ведь началу работы, созданию образа способствуют зрительные впечатления и умение подмечать в жизни подходящие ситуации, 'состояния, характеры. Поэтому вкус к наблюдению и фиксации увиденного в зарисовках с натуры и по памяти желательно поощрять.

В развитии фантазии значительную роль играет память. Творчество — это не конструирование из ничего, непременным его условием является умение работать без непосредственной опоры на натуру, на основе впечатлений, причем воображение художника не ограничивается только воспоминаниями о предметах и явлениях, оно комбинирует и преобразует представления на пути к наибольшей выразительности и цельности художественного образа.

Итак, рисование по воображению содействует реализации творческих замыслов. Действительно, сюжеты, наполненные стремительными действиями, выражающими экспрессию характера, чувств человека и его душевные переживания, необычные решения пространства, некоторые состояния природы выполнить с натуры невозможно. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на предельно выразительные рисунки Н. Ге к «Распятию», библейские эскизы А. Иванова, иллюстрации М. Врубеля, несомненно сделанные по воображению.

Каким же образом пробудить в себе потребность в импровизации? Нередко толчком к этому становятся образные ассоциации, к которым прибегает художник, стремясь в одном предмете найти признаки, напоминающие другой, внешне непохожий, и тем самым выявить скрытую сущность изображаемого. Вот некоторые из примеров.

Леонардо да Винчи советовал фантазию подстегивать рассматриванием потрескавшихся стен. Подобно этому, взглянув на облака, разве многие не замечали в их непредсказуемых, сменяющихся при порывах ветра комбинациях форм замысловатую фигуру или целую причудливую сцену? Обдумывая решение, используйте всякие зацепки, будь то выразительная архитектурная деталь, отдельный предмет (гитара, свеча), литературный отрьдвок, музыкальное сочинение или театральная постановка, при восприятии которых по ассоциации возникает рой образов.

Быть может, одно из самых привлекательных свойств воображения в том, что оно как бы провоцирует новые, неожиданные решения композиции, другой угол зрения, иную непредвиденную находку. В такой миг можно смело довериться полету вымысла, открывая заново мир для себя и других. Но не только мгновенный всплеск, умение немедленно откликнуться на возникший в сознании образ характерно художественному воображению. Оно проявляется и в длительном, глубоком вынашивании замысла, когда художник в любых условиях обдумывает будущее произведение во всех тонкостях вплоть до завершения.

На развитие и воспитание воображения благотворно влияет общение с шедеврами искусства, дающее мощный заряд творчества. Великолепное чувство пластики, прекрасный вкус, которыми отмечены неувядаемые произведения, не могут не вызвать отклика в открытых красоте душах юных художников.

Оставаясь наедине с чистым листом, перед, казалось бы, неразрешимыми трудностями, в поиске ответов на вопросы, начинающие часто подходят к проблеме непрофессионально. Хотя практика выработала множество методов и упражнений, активизирующих творческое мышление. Среди полезных рекомендаций стоит выделить такие, как воспроизведение по памяти натуры с разных точек зрения, зарисовки с непозирующей, движущейся модели, рисунки типажа «от себя», упражнения в композиционных импровизациях на 'свободные темы. Сюда же относятся задания на рисование групп и фигур в движении, связанных с творческим замыслом.

Умение представить и передать на бумаге композиции мастеров (и собственные), но с различных точек зрения. Передача по воображению фрагментов произведений. Для уяснения и воплощения пространства на плоскости, наряду с натурными этюдами, хороши рисунки и наброски по памяти различных интерьеров. Или еще пример: вспомните внутренний вид знакомого помещения, представьте и изобразите сцену, которая могла бы состояться в нем. Интересны и увлекательны эскизы, где изображение воплощается на свободном поле, без ограничения формата. Работа сразу над большими массами, группами помимо того, что возбуждает творческое мышление, способствует укреплению рисовальных качеств, развивает композиционный талант художника, утоляет присущую юности жажду необыкновенного и романтического.

Следует также упомянуть о стимулирующей силе материала, будь это аккуратно натянутая на планшет бумага, своевременно подготовленные к работе краски и кисти, заточенные карандаши, чистые перья, фломастеры. Особенно чутко отзывается воображение на хорошо знакомые, близкие, созвучные для каждого темы.

Несколько слов об иллюстрациях. Они лишь малая частица необъятного материала, показывающая, как безбрежна фантазия художника. Рассматривая нх, можно уловить некоторые виды рисования по воображению: рисунки в детском и зрелом возрасте, импровизации на свободную тему, наброски на передачу и движения и душевной экспрессии, подсобные зарисовки по воображению для конкретного произведения.

Наиболее результативной формой рисования по воображению является та, которая связана с композиционным замыслом. Здесь без творческой импровизации невозможно сделать не только что-то новое, даже рядовую учебную вещь. Поэтому всякому желающему посвятить жизнь творчеству (не обязательно чисто художественному) необходимо непрестанно развивать свое воображение. Творческое мышление уводит от механических вариантов. Как известно, в шахматной игре существует правило: взявшись за фигуру, надо сделать ею ход. При этом возможные варианты шахматист как бы перебирает, проигрывает мысленно. Так же в рисунке и композиции. Одни идут к цели путем создания огромного числа эскизов, дальнейшего строгого отбора, переделок. Другие долго вынашивают замысел, не касаясь карандаша, опасаясь вспугнуть еще не четкий образ. Сколько людей, характеров, столько и подходов.

Однако без целенаправленной деятельности по развитию воображения способности к творчеству останутся на примитивном уровне. А его значение трудно переоценить сегодня, когда самая смелая фантазия решительно вторгается в жизнь.

О. Авсиян


Статья подготовлена в содружестве с сайтом Родительские истории. На сайте размещены публикации о традициях художественного воспитания и образования, рассматриваются вопросы современной подготовки детей, предлагаются виртуальные мастер-классы по изготовлению игрушек, предметов декоративно-прикладного искусства. Развитие творческой составляющей личности ребенка невозможно без активного участия родителей и создания творческой атмосферы в доме, советы по обустройству дома и мастерской ребенка также представлены на сайте.



Далее: Рисуем природу

 →  Главная  → АртКласс: искусство для детей и детское искусство   → Уроки изобразительного искусства   → Сила воображения  


АртКласс Уроки изобразительного искусстваКак ставить натюрмортНатюрморт. Этапы работыГрунты под живописьРабота графическими материаламиАзы композицииСтанковая композицияЗарисовки архитектуры на плэнереСила воображенияРисуем природуЛепка фигуры с натуры. Подготовка каркасаЛепка головы человека с плечевым поясомШкольный проект «Первое знакомство с Третьяковкой. Живопись Василия Сурикова»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта