Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Лепка фигуры с натуры. Подготовка каркаса

Будем лепить фигуру в половину натуральной величины, около 80 сантиметров высотою, но для начала можно вылепить этюд и в одну четвертую.

Вам понадобится вращающийся станок, как для модели, так и для работы, и, кроме того, деревянная доска размером 40х50 сантиметров, толщиной в три сантиметра. Снизу к ней следует прибить две крепкие рейки, чтобы дерево не коробилось.

На доске укрепите с помощью винтов железную подпорку в форме штыка, которая будет поддерживать каркас и, следовательно, должна выдержать тяжесть всей глины. В отечественных пособиях по скульптуре такая подпорка называется глаголь. Его можно изготовить из прочной проволоки или арматурного железного прута. Приводим упрощенную конструкцию глаголя. Железная подпорка для фигуры в половину натуральной величины должна быть размером 50х25х12 сантиметров, 7 сантиметров будут закрыты плинтусом из глины, а конец подпорки окажется несколько выше середины высоты вашей скульптуры и несколько ниже заднего отростка подвздошной кости. Существуют позы, при которых следует укреплять железную подпорку не сзади, а сбоку.

Глаголь. Общий рисунок и вид сбоку
Глаголь. Общий рисунок и вид сбоку

Когда подпорка привинчена, укрепите на ней медной проволокой каркас из свинцовых трубок. Для каркасов небольших размеров используется медная или алюминиевая проволока, которая крепится иначе, чем свинцовые трубки. Рисунок дает ясное представление о том, как сделать каркас. Обратите внимание на крепление каркаса рук и соединение торса с глаголем.

Следующий этап — составление шкалы пропорций.
1. проведите на доске горизонтальную линию;
2. возьмите половину высоты модели (в вашем распоряжении не будет циркуля размером на всю высоту) и отложите ее на горизонтальной линии; получите отрезок АВ. Взяв расстояние АВ за радиус, проведите циркулем дугу от А через В;
3. отмерьте половину высоты каркаса; поместите одну ножку циркуля в В, а с помощью другой пересеките дугу, что дает точку С;
4. соедините прямой линией точки А и С, и шкала готова.

Теперь остается только использовать ее для работы, откладывая от центра А дуги, соответствующие каждому обмеру, на линиях АВ и АС; расстояние от одной точки пересечения до другой даст нам размер в нужном масштабе. Полезно проводить дуги так, чтобы их концы несколько выступали за черту, тогда в каждом случае можете приписать сбоку, что это за обмер. Вы увидите, что предложенный способ составления шкалы является и быстрым и точным. Этим же способом пользуются для увеличения, но не более чем вдвое против размера оригинала.

Когда готовы каркас и шкала, поместите каркас на станок, предварительно позаботившись, чтобы он был вполне горизонтальным; доску со шкалой поставьте на мольберт рядом с собой. Теперь поместите модель на вращающемся подиуме на таком расстоянии от вашего этюда, чтобы хорошо видеть всю фигуру. Так как модель от усталости постепенно нарушает позу, советую перед сеансом хорошо изучить и запомнить ее; для этого можно воспроизвести самим позу натурщика.

Последовательность определения позы натурщика
Последовательность определения позы натурщика

Начнем работу и попытаемся передать то движение, которое указано на схеме. В первую очередь необходимо найти основную линию, которая является ключом к позе. Для этого станем прямо перед моделью, с помощью отвеса опустим вертикаль от яремной впадины до пола и заметим, где эта вертикальная линия пересечет ногу, несущую тяжесть тела: при нашей позе вертикаль заденет почти всегда выпуклость нижней оконечности большой берцовой кости, внутреннюю лодыжку. Прилепите кусок глины (для работы в небольшом размере предпочтительнее пластилин) к каркасу между плечами, отмечая точку, соответствующую вершине грудины. Станьте прямо против каркаса, как и прежде, с отвесом в руке, и пригоните трубку, изображающую ногу, так, чтобы она коснулась вертикали, оставляя достаточно места для покрытия глиной, и так, чтобы трубка оказалась в середине ноги. Сзади основания линия обозначается позвоночным столбом на всем его протяжении, а ниже - основным направлением несущей ноги. Эта линия совпадает во всех своих опорных точках и поворотах с основной линией фигуры, как она видна спереди.

Для скульптуры задняя основная линия фигуры имеет большее значение, чем передняя, потому что мы можем рассматривать позвоночный столб как центральную и главную часть скелета. При данной позе линии фигуры в общем параллельны основной или центральной линии. Если она намечена неточно, то и наружные не могут быть правильными; это объясняет мои слова, что основная линия является ключом к пониманию и передаче поз натурщика.

Поставьте другую ногу каркаса в ее позиции и всмотритесь в контрастные линии, вызванные движением модели, а также обратите внимание на контраст рельефов. При позе, подобной нашей, выведете следующую закономерность: когда тело тяжело опирается на одну ногу, подвздошная кость над опорной ногой поднята вверх, ибо несущая тяжесть нога выпрямлена и сохраняет свою полную длину в вертикальном направлении, в то время как с другой стороны подвздошная кость оказывается опущенной, ибо и большая берцовая и бедренная кости наклонены вперед. Верхняя часть фигуры для сохранения равновесия наклоняется в сторону несущей тяжесть ноги, таким образом плечо на этой стороне опускается ниже, чем другое. Итак, вы наблюдаете два контраста линий — в бедрах и в плечах — от одной подвздошной кости к другой линия опускается, а от одного плеча к другому она поднимается.

Зарисовки фигуры человека, опирающегося на одну ногу
Зарисовки фигуры человека, опирающегося на одну ногу, с показом движения главной линии и характерных контрастов между линией плеч, поворотом головы и положением таза.

Заметив это, изогните соответствующим образом трубки каркаса. Теперь поверните модель и заметьте, как эти контрасты смотрятся сзади.

Еще одно. Так как голова модели повернута в сторону свободной ноги, то лицо окажется наклоненным примерно в том же направлении, что и отростки подвздошной кости, будет контрастировать с линией плеч.

Существует еще одно противопоставление контрастов между плечами и бедрами — контраст рельефов. При упоре на одну ногу эта нога толкает подвздошную кость не только вверх, но и вперед, а подвздошная кость свободной ноги в это время отодвигается назад, причем плечо, которое уже было опущено, отодвигается назад по отношению к плечу над свободной ногой. Таким образом, получается два контраста рельефов, которые следует отметить на арматуре с помощью соответствующего изгиба каркаса. Часто вижу почти законченные работы (я говорю о скульптурах), на которых не уделено достаточно внимания рукам, а иногда даже руки совсем не намечены. Это большая ошибка. Именно положение и взаимоотношение головы, рук и ног определяют движение, и именно в руках вы находите энергию, которую хотите выразить.

Каждую учебную работу нужно с самого начала рассматривать как композицию. Если ставим цель выразить данной скульптурой то или иное устремление или чувство (в зависимости от характера и позы модели), эта задача должна в полную меру поглотить наше внимание, и только тогда терпеливое отношение к работе перерастет в художественное чувство.

Поэтому сразу намечайте конечности, положение которых определит движение всех остальных частей тела. Я настаиваю на этом пункте, так как вижу, что на него часто не обращают внимания. Это пренебрежение столь же смешно, как смешно было бы покрыть рисунок листом бумаги с маленькой дыркой в нем, позволяющей художнику видеть только голову и передавать ее мелкими штришками, не обозревая всей фигуры.

Основная линия профиля дается наклоном грудины, очертанием таза и общим направлением переднего контура несущей тяжесть ноги. Чтобы найти линию фигуры в профиль, придется снова воспользоваться отвесом и держать его так, чтобы вертикальная линия шла через середину шеи, как вы ее; смотрите, где проходит вертикаль через наружную лодыжку опорной ноги.

Каркас для лепки фигуры
Каркас для лепки фигуры

Еще одно, на что следует обратить внимание: трубки каркаса не должны быть искривленными, а совершенно прямыми в своих больших линиях и очень точно изогнуты в сочленениях. Когда же каркас сделан небрежно, трубки непрочно соединены и искривлены, глина наложена кое-как, то трудности предстоящей работы будут огромны и скульптор почувствует полную безнадежность. Поэтому проявляйте величайшие заботу и внимание ко всем подготовительным работам. Когда каркасу придана поза или движение, покройте его со всех сторон слоем глины, достаточным для того, чтобы наметить основные контрасты линий и рельефов, показанные на рисунке.

Глиняный плинтус надо сделать не менее семи сантиметров толщиной, чтобы в случае необходимости удлинения вы могли выиграть место внизу, делая плинтус тоньше, не разрушая остальной работы. В самом центре полезно укрепить маленький кусочек дерева, чтобы он мог служить отправной точкой при обмерах.

Проведем на глине основную линию фигуры, начав от яремной впадины. Линия пройдет через центр грудины, затем вдоль белой линии живота, повторяя изгибы, вызванные движением фигуры, пересечет пупок и опустится вниз, вдоль внутреннего контура несущей тяжесть ноги к внутренней лодыжке. Лучше преувеличить изгибы этой линии, так как мы всегда можем вернуться к вертикали.

Э. Лантерн. Лепка. Издательство Академии художеств СССР. Москва, 1963.



Далее: Лепка головы человека с плечевым поясом

 →  Главная  → АртКласс: искусство для детей и детское искусство   → Уроки изобразительного искусства   → Лепка фигуры с натуры. Подготовка каркаса  


АртКласс Уроки изобразительного искусстваКак ставить натюрмортНатюрморт. Этапы работыГрунты под живописьРабота графическими материаламиРисунок карандашом. Методы построения предметов и создания формАзы композицииСтанковая композицияЗарисовки архитектуры на плэнереСила воображенияРисуем природуЛепка фигуры с натуры. Подготовка каркасаЛепка головы человека с плечевым поясомМастер-классы, лекции, презентацииШкольный проект «Прогулка по Семёновской слободе»Школьный проект «Первое знакомство с Третьяковкой. Живопись Василия Сурикова»













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта