Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Работа графическими материалами

Большинство юных любителей искусства с увлечением работает цветом, ведь живопись-маслом, гуашью, темперой эмоционально и полно передает красочное богатство мира. Менее охотно школьники используют графические материалы: тушь, перо, сангину, уголь, цветные карандаши. В общеобразовательной школе редко встретишь рисунки, выполненные на уроках разными графическими техниками. А ведь в них кроются не только новые пластические возможности. Их особенности помогают раскрыть художественные наклонности, более профессионалов отнестись к задачам учебной работы.

Собака. Эскиз
Собака. Эскиз

У каждого материала свой характер. Например, тушь-перо, в зависимости от нажима ручки, дает четкую или легкую, ажурную линию. У угля и сангины она более рыхлая, мягкая, фломастер оставляет сочные штрихи одинаковой толщины. Изучая натуру, художники подмечают ее особенности, присматриваются к форме, силуэту, фактуре. Пытаются представить объект как бы запечатленным на бумаге в той или иной технике. Выполните несколько уроков тушью-пером, углем, сангиной и цветными карандашами – это поможет обрести понимание схожести и отличий приёмов работы разными материалами.

1. Рисование тушью-пером

В свободное время ребята часто исчерчивают авторучкой клочки бумаги. Рисуют карикатуры, автомобили и самолеты, чертиков, всевозможных модниц и барышень. При этом не подозревая, что пером и тушью (бистром, чернилами) выдающиеся художники и часто в возрасте наших читателей создавали шедевры рисунка. Попробовать в этой технике свои силы полезно каждому школьнику, любящему рисовать. Для занятий не требуется громоздких приготовлений, необыкновенных инструментов. Берем табуретку или стул с ровным сиденьем, банку с водой, чтобы промывать перо (применяют стальные и особо заточенные тростниковые, гусиные перья). Кладем рядом тряпку для инструментов, чернил и воды. Прикрепляем на фанерку любую гладкую плотную бумагу небольшого размера, открываем флакон с черной тушью или чернилами. Наливаем их в маленькую, удобную для работы крышечку.

Какую натуру подобрать для первых зарисовок?
Лучше начать с предметов, графические качества которых наиболее четки. Эффектно смотрятся на фоне светлого неба силуэты деревьев, ажур ветвей, наряден узор крыльев бабочки, любопытны формы комнатных растений. Прогуливаясь, обратите внимание на сухие цветы. Они разнообразны, очень интересны и встречаются в любое время года. Стебельки одних — тонкие,нежные; других — твердые, упругие. Можно составить букет, подобрав причудливые по очертаниям травы. Много растений брать не надо. Поместите их в вазе. Сделайте так, чтобы стебли чередовались по высоте, форме, толщине. Фон — белый.

Рисунок начинаем с продумывания композиции: выбора формата листа. Он может быть квадратным, вытянутым по вертикали или горизонтали, пропорции его должны соответствовать характеру букета.

Многие начинают рисовать с вазы и так увлекаются, что забывают про букет, стоящий в ней. Чтобы избежать такой ошибки, вначале рекомендуем тщательно всмотреться в натуру, наметить едва заметными штрихами главные соотношения букета и вазы. Затем дать легкими линиями направления стебельков. Лучше делать это не карандашом, а сразу выбранным вами материалом — тушью, пером.

Советовать, как, с каким нажимом и длиной проводить линии, не будем. Дело не во внешней красоте штриха, а в правдивости передачи видимого. Анализируйте рисунки мастеров в нашем, других журналах, пособиях по изобразительному искусству, альбомах. Скопируйте некоторые из них.

Работа пером приучает к наблюдательности, внимательности, уверенности. Ошибки легко исправляемые в рисунках, сделанных другими материалами, здесь практически неисправимы. В этом, как ни странно, одно из самых привлекательных свойств данной техники. Но если в законченном рисунке что-то не нравится, лучше его повторить. Техника рисунка пером — отличная школа тренировки верности руки, точности глаза.

2. Работа углём и сангиной

Все мы любим животных. Знаем, что наши четвероногие друзья, как и люди, имеют свой характер. Индивидуальность животного мы угадываем через его внешний облик, манеру держать голову, повадки. Создать образ животного удастся лишь в том случае, если вы сумеете заметить характерные особенности, отличающие его от других зверей. У многих дома есть кошка или собака. Попробуйте их нарисовать. Для этого подойдёт мягкий материал: уголь, сангина.

Сангина выпускается в виде круглых палочек, мелков красноватого и коричневого цвета. Рисовать ею лучше на шероховатых сортах бумаги. Сангина хорошо сочетается с углем. Тем, кто не приобрел первых навыков в рисунке, работать этими материалами трудно. Ведь рука, держащая хрупкий уголек должна чувствовать характер линии, масштаб пятна, других прикосновений. Осваивать технику следует в кратковременных зарисовках.

Стирают сангину мягким ластиком. Для ослабления тона применяют растушёвки, тряпки, вату, стертые жесткие кисти. Рисунки, выполненные только углем, сангиной, обычно закрепляют лаком-фиксативом. Рисунки, выполненные сангиной в сочетании с углем, фиксировать нельзя. Их хранят, переложив тонкой бумагой.

Порисовав домашних животных, хорошо пойти в зоопарк. Жизнь звериного и птичьего населения, которое резвится и ссорится, плавает или бегает, кричит или спит, сама просится на бумагу. Но, кроме анималистических сюжетов, сангина и уголь прекрасное техническое средство для изображения человека. Не забывайте об этом.

З. Работа цветными карандашами

Цветные карандаши приходят в нашу жизнь рано. Дети с дошкольного возраста разрисовывают ими массу бумаги. Нo постепенно этот материал уступает место краскам. К ним не возвращаются даже тогда, когда негде купить акварель или гуашь. А зря. Цветными карандашами работали многие выдающиеся мастера, достаточно назвать Ф. Малявина, Б. Кустодиева, А. Пластова. И в наше время есть сторонники этой графической техники.

Цветные карандаши способны дать как эффект своеобразных сочетаний цвета, так и передавать объем, материал, пространство, состояние. Вначале поупражняйтесь в способах получения оттенков цвета. Разнообразной штриховкой попытайтесь произвести наибольшее количество цветовых оттенков. Принципов их получения два — механический и оптический, хотя в чистом виде ни тот, ни другой не применяются. Чтобы научиться передавать сложные цветовые отношения, необходимо как можно чаще рисовать с натуры. Натуру желательно подбирать не пестро окрашенную, естественную в цвете. Пусть это будут картофелины, луковицы, яблоки, бытовые предметы.

Постепенно переходите к зарисовкам различных животных, малоподвижных птиц. Но, конечно, наиболее интересный и, пожалуй, самый трудный объект изображения — человек. Здесь возможности техники цветного карандашного рисунка (в «чистом» виде и в сочетаниях с другими материалами) беспредельны.

У цветных карандашей есть недостатки. Они быстро стачиваются, ломаются. Обращаться с ними следует бережно, не ронять. Затачивать лучше лезвием или острым ножом. Цветной карандаш плохо стирается ластиком, поэтому тон и цвет в рисунке желательно набирать постепенно. Регулярные занятия незаметно подведут вас к скрытым от поверхностного взгляда тонкостям этой замечательной техники.

Л.Цветкова



Далее: Рисунок карандашом. Методы построения предметов и создания форм

 →  Главная  → АртКласс: искусство для детей и детское искусство   → Уроки изобразительного искусства   → Работа графическими материалами  


АртКласс Уроки изобразительного искусстваКак ставить натюрмортНатюрморт. Этапы работыГрунты под живописьРабота графическими материаламиРисунок карандашом. Методы построения предметов и создания формАзы композицииСтанковая композицияЗарисовки архитектуры на плэнереСила воображенияРисуем природуЛепка фигуры с натуры. Подготовка каркасаЛепка головы человека с плечевым поясомМастер-классы, лекции, презентацииШкольный проект «Прогулка по Семёновской слободе»Школьный проект «Первое знакомство с Третьяковкой. Живопись Василия Сурикова»













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта