Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Работа графическими материаламиБольшинство юных любителей искусства с увлечением работает цветом, ведь живопись-маслом, гуашью, темперой эмоционально и полно передает красочное богатство мира. Менее охотно школьники используют графические материалы: тушь, перо, сангину, уголь, цветные карандаши. В общеобразовательной школе редко встретишь рисунки, выполненные на уроках разными графическими техниками. А ведь в них кроются не только новые пластические возможности. Их особенности помогают раскрыть художественные наклонности, более профессионалов отнестись к задачам учебной работы.
У каждого материала свой характер. Например, тушь-перо, в зависимости от нажима ручки, дает четкую или легкую, ажурную линию. У угля и сангины она более рыхлая, мягкая, фломастер оставляет сочные штрихи одинаковой толщины. Изучая натуру, художники подмечают ее особенности, присматриваются к форме, силуэту, фактуре. Пытаются представить объект как бы запечатленным на бумаге в той или иной технике. Выполните несколько уроков тушью-пером, углем, сангиной и цветными карандашами – это поможет обрести понимание схожести и отличий приёмов работы разными материалами. 1. Рисование тушью-перомВ свободное время ребята часто исчерчивают авторучкой клочки бумаги. Рисуют карикатуры, автомобили и самолеты, чертиков, всевозможных модниц и барышень. При этом не подозревая, что пером и тушью (бистром, чернилами) выдающиеся художники и часто в возрасте наших читателей создавали шедевры рисунка. Попробовать в этой технике свои силы полезно каждому школьнику, любящему рисовать. Для занятий не требуется громоздких приготовлений, необыкновенных инструментов. Берем табуретку или стул с ровным сиденьем, банку с водой, чтобы промывать перо (применяют стальные и особо заточенные тростниковые, гусиные перья). Кладем рядом тряпку для инструментов, чернил и воды. Прикрепляем на фанерку любую гладкую плотную бумагу небольшого размера, открываем флакон с черной тушью или чернилами. Наливаем их в маленькую, удобную для работы крышечку.
Какую натуру подобрать для первых зарисовок? Рисунок начинаем с продумывания композиции: выбора формата листа. Он может быть квадратным, вытянутым по вертикали или горизонтали, пропорции его должны соответствовать характеру букета. Многие начинают рисовать с вазы и так увлекаются, что забывают про букет, стоящий в ней. Чтобы избежать такой ошибки, вначале рекомендуем тщательно всмотреться в натуру, наметить едва заметными штрихами главные соотношения букета и вазы. Затем дать легкими линиями направления стебельков. Лучше делать это не карандашом, а сразу выбранным вами материалом — тушью, пером. Советовать, как, с каким нажимом и длиной проводить линии, не будем. Дело не во внешней красоте штриха, а в правдивости передачи видимого. Анализируйте рисунки мастеров в нашем, других журналах, пособиях по изобразительному искусству, альбомах. Скопируйте некоторые из них. Работа пером приучает к наблюдательности, внимательности, уверенности. Ошибки легко исправляемые в рисунках, сделанных другими материалами, здесь практически неисправимы. В этом, как ни странно, одно из самых привлекательных свойств данной техники. Но если в законченном рисунке что-то не нравится, лучше его повторить. Техника рисунка пером — отличная школа тренировки верности руки, точности глаза. 2. Работа углём и сангинойВсе мы любим животных. Знаем, что наши четвероногие друзья, как и люди, имеют свой характер. Индивидуальность животного мы угадываем через его внешний облик, манеру держать голову, повадки. Создать образ животного удастся лишь в том случае, если вы сумеете заметить характерные особенности, отличающие его от других зверей. У многих дома есть кошка или собака. Попробуйте их нарисовать. Для этого подойдёт мягкий материал: уголь, сангина. Сангина выпускается в виде круглых палочек, мелков красноватого и коричневого цвета. Рисовать ею лучше на шероховатых сортах бумаги. Сангина хорошо сочетается с углем. Тем, кто не приобрел первых навыков в рисунке, работать этими материалами трудно. Ведь рука, держащая хрупкий уголек должна чувствовать характер линии, масштаб пятна, других прикосновений. Осваивать технику следует в кратковременных зарисовках. Стирают сангину мягким ластиком. Для ослабления тона применяют растушёвки, тряпки, вату, стертые жесткие кисти. Рисунки, выполненные только углем, сангиной, обычно закрепляют лаком-фиксативом. Рисунки, выполненные сангиной в сочетании с углем, фиксировать нельзя. Их хранят, переложив тонкой бумагой. Порисовав домашних животных, хорошо пойти в зоопарк. Жизнь звериного и птичьего населения, которое резвится и ссорится, плавает или бегает, кричит или спит, сама просится на бумагу. Но, кроме анималистических сюжетов, сангина и уголь прекрасное техническое средство для изображения человека. Не забывайте об этом. З. Работа цветными карандашамиЦветные карандаши приходят в нашу жизнь рано. Дети с дошкольного возраста разрисовывают ими массу бумаги. Нo постепенно этот материал уступает место краскам. К ним не возвращаются даже тогда, когда негде купить акварель или гуашь. А зря. Цветными карандашами работали многие выдающиеся мастера, достаточно назвать Ф. Малявина, Б. Кустодиева, А. Пластова. И в наше время есть сторонники этой графической техники. Цветные карандаши способны дать как эффект своеобразных сочетаний цвета, так и передавать объем, материал, пространство, состояние. Вначале поупражняйтесь в способах получения оттенков цвета. Разнообразной штриховкой попытайтесь произвести наибольшее количество цветовых оттенков. Принципов их получения два — механический и оптический, хотя в чистом виде ни тот, ни другой не применяются. Чтобы научиться передавать сложные цветовые отношения, необходимо как можно чаще рисовать с натуры. Натуру желательно подбирать не пестро окрашенную, естественную в цвете. Пусть это будут картофелины, луковицы, яблоки, бытовые предметы. Постепенно переходите к зарисовкам различных животных, малоподвижных птиц. Но, конечно, наиболее интересный и, пожалуй, самый трудный объект изображения — человек. Здесь возможности техники цветного карандашного рисунка (в «чистом» виде и в сочетаниях с другими материалами) беспредельны. У цветных карандашей есть недостатки. Они быстро стачиваются, ломаются. Обращаться с ними следует бережно, не ронять. Затачивать лучше лезвием или острым ножом. Цветной карандаш плохо стирается ластиком, поэтому тон и цвет в рисунке желательно набирать постепенно. Регулярные занятия незаметно подведут вас к скрытым от поверхностного взгляда тонкостям этой замечательной техники. Л.Цветкова Далее: Рисунок карандашом. Методы построения предметов и создания форм
| АртКласс Уроки изобразительного искусстваКак ставить натюрмортНатюрморт. Этапы работыГрунты под живописьРабота графическими материаламиРисунок карандашом. Методы построения предметов и создания формАзы композицииСтанковая композицияЗарисовки архитектуры на плэнереСила воображенияРисуем природуЛепка фигуры с натуры. Подготовка каркасаЛепка головы человека с плечевым поясомМастер-классы, лекции, презентацииШкольный проект «Прогулка по Семёновской слободе»Школьный проект «Первое знакомство с Третьяковкой. Живопись Василия Сурикова» | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |