Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Рисуем природуКто из ребят не восхищался пышностью летнего убранства земли! Буйная зелень травы окружает нас всюду — в городе и в деревне, в поле и, конечно, в лесу. Однако, удивляясь богатству живой природы, многие боятся ее изображать. Во-первых, сбивает с толку всюду одинаково зеленый цвет, во-вторых, обилие деталей. Одних травинок на лугу миллионы. В-третьих, если удается все-таки нарисовать множество растений или листьев на деревьях, почему-то не всегда получается ощущение поля или объемного дерева. Да и «увязать» ствол дерева с кроной оказывается непростой задачей. Нас восхищает мастерство Шишкина, Васильева, Левитана и других художников, умевших правдиво передавать природу. Кажется, для того, чтобы так же изобразить всего лишь дерево, необходимо потратить целое лето. Попытаюсь дать несколько советов, как можно научиться рисовать растения и деревья живо и узнаваемо. Помню, в детстве, когда рисовал траву, мне казалось, чем больше сделаю черточек-штрихов, которые обозначают травинки, тем быстрее достигну цели. Но получалось нечто черное, скорее похожее на растрепанные волосы, чем на траву. Теперь-то знаю, что похожесть не обязательно передается числом штрихов. Посмотрите на поле или на лужайку — что они напоминают? Конечно, большой цветущий ковер. Но у настоящего коврика есть не только узоры, но и толщина. Рисуя полянку, заросшую разнотравьем, хорошо бы увидеть и передать толщину травяного слоя. Затем присмотреться к узорам, которые создала' природа из множества растений. Чего только нет на полянке! На одном пятачке — ромашки, на другом — кашка, возле дороги разросся репейник, а здесь иван-чай. Рисуя поле, старайтесь понять его узор. Наметьте островки различных трав, цветов, торчащие кустики более высоких растений. Если трава просто зеленая, приглядитесь повнимательнее, чем отличается колючая осока от курчавого спорыша или огромных заплат лопуха. Чтобы нарисовать поле или лужайку, не следует нагружать работу большим количеством штрихов и пятен. Просто надо не спешить, чуть подольше посидеть, прочувствовать натуру и не грубой, механической, а разнообразной штриховкой передать хотя бы частично фактуру, толщину, характер растительного ковра. В результате получится легкий и изящный рисунок, глядя на который все поймут, что это поляна с травой и цветами. Рисуя травы, следите за направлением их наклона, ведь травинки почти не стоят вертикально. Они такие тонкие и гибкие, что гнутся от любого ветерка, а то и от собственной тяжести. Даже жесткие стебли иван-чая или борщевика редко стоят прямо. Завершая разговор о зарисовках трав, еще раз хочется подчеркнуть — не торопитесь, наблюдайте подольше, а рисуйте лишь то, что поняли и полюбили. Сделайте так, чтобы все узнали, какое именно растение изображено, тогда работа будет не только -красива, но и интересна.
Теперь поговорим о деревьях. Начнем, конечно, со скелета ствола и ветвей. Чтобы рассмотреть получше, найдите сухое дерево. Порисовать его полезно для понимания конструкции. Любопытную закономерность у деревьев подметил Леонардо да Винчи. Если срезать все ветки на любой высоте и сложить их в плотный пучок, то он будет примерно равен по толщине стволу у основания дерева. Это значит, что чем выше, тем тоньше ветви дерева и тем больше их становится, а самый верх уже представляет собой сплошной шатер из тоненьких веточек. Рисуя дерево, следите, чтобы :олщина ствола постепенно уменьшалась к вершине и чтобы ни одна веточка не становилась толще части, из которой выросла, иначе она будет напоминать опухший палец, который толще руки. Порядок постепенного уменьшения толщины ствола и веток будет неизменным, как бы криво дерево ни росло. Конечно, ребята могут вспомнить бутылочные деревья или кактусы, для которых данные правила не подходят, но это очень редкое исключение. Несколько слов о коре, важном элементе ствола, фактура которой придает характер дереву. Так, струпья дубовой коры говорят о необычайной жесткости дуба, гладкая береста — о гибкости и упругости березы, а еловый ствол такой же колючий, как хвоя елки. Теперь о самом трудном — о кроне дерева. Вначале, чтобы ее как следует понять, желательно сравнить с чем-нибудь знакомым. Например, кроны липы, клена, ветлы в обобщенном виде похожи на пушистые шары, дыни, груши, а крона елки — на конус. Дерево полностью трудно увидеть вблизи, но если отойти шагов на сто-двести, детали сольются в целое, и станет видна форма, на которую похожа его крона. Конечно, вы легко ее изобразите, проложите светотень, а потом задача потруднее: передать фактуру кроны. Она чрезвычайно сложна и состоит из рельефа листьев, мелких веточек, больших сучьев да еще просветов, сквозь которые видны части ствола и даже небо. И если сможете увязать общую форму кроны с ее различными фактурами и скелетом дерева — несомненно, работа удастся. Изображая дерево, внимательно следите за направлением веток и листьев. Порядок здесь сложный и у каждой породы свой. Более молодые, легкие ветви тянутся вверх, а нижние, которые постарше, «устали», провисают. Такая закономерность видна у елки, березы, ивы. А можно ли, работая только простым карандашом, передать цвет и тон натуры? Здесь мы подошли к вопросу об условности в рисунке. Существует несколько типов форму, освещение предмета, а цвет и тон не учитывает, будто все предметы гипсовые. Этот вид рисования особенно полезен для начинающих, он помогает лучше разобраться в строении формы, характере ее освещения. Делая первые шаги, не гонитесь за передачей всех видимых качеств натуры. Достаточно хотя бы приблизиться к правдивой передаче характера, пропорций, разнообразия фактур и пластики творений природы. Л.Зорин. Публикация подготовлена в содружестве с редакцией сайта Родители и дети. Сайт посвящен различным семейным и детским вопросам, включая такие тематики как ожидание и рождение ребенка, воспитание и образование дома и в рамках школьной программы, спорт и домашние питомцы, здоровье и психология. Далее: Лепка фигуры с натуры. Подготовка каркаса
| АртКласс Уроки изобразительного искусстваКак ставить натюрмортНатюрморт. Этапы работыГрунты под живописьРабота графическими материаламиРисунок карандашом. Методы построения предметов и создания формАзы композицииСтанковая композицияЗарисовки архитектуры на плэнереСила воображенияРисуем природуЛепка фигуры с натуры. Подготовка каркасаЛепка головы человека с плечевым поясомМастер-классы, лекции, презентацииШкольный проект «Прогулка по Семёновской слободе»Школьный проект «Первое знакомство с Третьяковкой. Живопись Василия Сурикова» | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |