Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Рисунок карандашом. Методы построения предметов и создания форм.Начинающим художникамМетод калькированияСвоеобразный прием рисования с применением прозрачной бумаги. Используется в основном при создании лаконичных зарисовок и подготовительных рисунков для живописи и композиции. Если задание выполняется в альбоме или блокноте, открывают его почти на середине. Смело компонуют, энергичными штрихами намечают конструкцию и характер натуры. Когда на данной странице сделано все возможное, не теряя времени на стирание ошибочных линий и другие исправления, опускаем сверху следующий лист. Внимательно рассматриваем просвечивающийся первоначальный рисунок, обдумываем варианты его усовершенствования. Затем уверенно проводим необходимые штрихи и линии, наиболее ясно выражающие натуру и замысел художника, оставляя без внимания неправильные и второстепенные элементы. Если для завершения задания необходим еще один вариант, подкладываем под рисунок кусок плотной бумаги, чтобы просвечивающиеся с первого листа лишние линии не мешали, и опускаем новый лист. Этапов может быть сколько угодно — обычно 3-4 — вплоть до последнего, где с минимумом ошибок реально добиться наилучших результатов. Рисунок может быть линейным. Однако большинство карандашных работ тоновые. Изучение градаций светотени обычно проводится перед тем, как начать рисовать на бумаге. Калька наиболее пригодна для таких работ. Основным ее преимуществом — особенно при учебе - является то, что вы можете проверять изображение с другой стороны, четко видя неправильности, когда рисунок перевернут. Подобного эффекта можно добиться, отражая свою работу и объект натуры в зеркале,— способ обнаруживать недостатки, довольно часто практикуемый профессионалами. Метод «каракулей»Хотя многое говорит в пользу правильного, шаг за шагом, изучения пропорций, вы заметите, что, выработав определенную легкость, можно рисовать сразу на окончательном листке. Для этого желательно использовать легкий пунктир или очень тонкие линии, чтобы обозначить основные пропорции. Художник, воспринимая натуру, выводит на бумаге нечто вроде каракулей, пока сквозь блуждающие линии не проглянет предмет. При этом смотрит чаще на натуру и лишь изредка и недолго — на рисунок. Когда определились пропорции, усиливаем линии, обозначающие формы, после чего ластиком стираем неправильные и лишние штрихи. Метод «спиралей»Иногда художники намечают рисунок с помощью быстрых спиралей. Они особенно полезны при изображении округлых форм-фруктов и овощей, бытовых предметов, также живой натуры. Не нужно никаких специальных указаний, кроме следующего: рисовать подобным методом надо быстро и свободно. Тоновой методНекоторые учащиеся слабо распознают форму, если она обозначена линейно. Для них любая часть предмета — прежде всего определенное тоновое пятно. Обучение рисованию контуром в таком случае не подходит. Мягкий карандаш, особенно неостро очиненный, поможет наметить светотень изображаемого объекта, его тонально-цветовую сущность. Предпочтительнее карандаш с толстым грифелем. Другой прекрасный инструмент — специальная призмовидная графитная палочка. Такие карандаши делают из графита, угля, воска. Если их держать за бок, они покрывают бумагу удивительно быстро, а отточенный конец используется для уточнения деталей. Рисование по стеклуУченику, у которого возникают трудности с передачей пропорций и перспективы предметов, несколько часов практики в рисунке по стеклу помогут прояснить отношения между действительными пропорциями и изображением. Стоя перед сервантом со стеклянными дверцами и закрыв один глаз, литографским карандашом очертите на стекле контуры формы какого-нибудь предмета. Рисунок будет довольно точным изображением объекта, каким он кажется именно с этой точки. Конечно, неудобно рисовать таким образом, ведь трудно сохранить одно и то же положение во время всей работы. Трудно также, если у вас не очень умелая рука, проводить линии с удовлетворительной точностью. Попробуйте нарисовать на оконном стекле (конечно, не разбив его) здание, деревья и иные статичные объекты, видимые через него. Для стекла есть гораздо лучшее применение. Поставьте кусок стекла (лучше оргстекла) на мольберт или рисовальный стол вместо обычной бумаги, подложив под него белую бумагу или рисунок так, чтобы линии на стекле были хорошо видны. Теперь рисуйте на нем специальным карандашом предметы, как бы рисовали их на бумаге. Обозначив основные пропорции, поставьте стекло так, чтобы рисунок был между глазом и изображаемыми объектами (смотреть одним глазом). Установив стекло в правильном положении, сопоставьте нарисованные контуры с предметами. Этот метод-великолепный тест на точность. Заметив ошибки, верните стекло на мольберт и сотрите неправильности губкой. Возможно, для начинающего вообще нет лучшего способа научиться видеть ошибки и приобрести знания о перспективе. Работа со стеклом особо рекомендуется тем, кто не имеет возможности заниматься с преподавателем.
Как проверить построениеПостроение предмета — обычно самая тяжелая проблема для учащегося. Но легких путей к успеху нет. Прогресс достигается только при упорной практике. И чем правильнее вы научитесь видеть натуру, тем точнее сможете ее изобразить.
Если вы не можете определить, насколько близка к вертикальной определенная линия, используйте плотницкий отвес. Точно так же, если хотите решить, насколько близка к горизонтальной какая-либо линия, вопрос разрешит плотницкий нивелир (уровень). Обычный способ установить наклон линии-подержать карандаш с тем же наклоном. Можно использовать его как измерительную палочку. Для этого возьмите карандаш вертикально (острием вниз) на расстоянии вытянутой руки между глазом и объектом. Закрыв один глаз, совместите вершину карандаша с самой верхней точкой объекта.
При работе на бумаге иногда приходится так много раз стирать, что становится почти невозможным сделать действительно хорошую работу на этом листе. В этом случае рисунок лучше перевести на свежий лист. А. Гаптилл
Читайте также: Далее: Азы композиции
| АртКласс Уроки изобразительного искусстваКак ставить натюрмортНатюрморт. Этапы работыГрунты под живописьРабота графическими материаламиРисунок карандашом. Методы построения предметов и создания формАзы композицииСтанковая композицияЗарисовки архитектуры на плэнереСила воображенияРисуем природуЛепка фигуры с натуры. Подготовка каркасаЛепка головы человека с плечевым поясомМастер-классы, лекции, презентацииШкольный проект «Прогулка по Семёновской слободе»Школьный проект «Первое знакомство с Третьяковкой. Живопись Василия Сурикова» | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |