Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Станковая композиция

Дети легко и увлеченно рисуют на любую тему. Заполняют лист причудливыми линиями, пятнами, необычными образами. Уже с первых шагов ребенок выступает как творец, но творец интуитивный. Учителя, работающие с маленькими ребятами, заметили, что детское творчество подчинено в основном чувству, темпераменту и слабо отзывается на подсказки разума. Но уже в 11 — 12 лет они начинают критически смотреть на свои работы, замечают все больше недостатков, а к 13 — 14 годам часто вообще бросают рисовать, прямо заявляя: «Я не умею».

В чем дело? Отчего так происходит? Сознание и желания возросли, а умения, навыков, профессиональной грамоты нет. Как же сделать, чтобы желание выразить богатство чувств и мыслей в зрительно-пластических образах не угасло, а перешло в другое качество — от бессознательного, интуитивного творчества к умелому, контролируемому разумом? Для этого надо учиться рисовать.

П. Кончаловский. Катенька у окна
П. Кончаловский. Катенька у окна.
Масло. 1935. 141 х 104.
Семеновский кустарно-художественный музей.

В художественной школе композиция — основная дисциплина. Мы учим работать с натуры, делать наброски с фигуры человека в статике и движении, писать и рисовать на пленэре. Конечно, сразу не достигнуть хороших результатов. Для этого нужен огромный каждодневный труд. Но если любишь дело, то любой труд — радость. Да и по личному опыту знаете: ничтожный труд дает ничтожный результат. Для основательного результата нужно овладеть серьезной профессиональной школой, уметь правдиво передавать натуру во всем ее богатстве и разнообразии. У настоящих мастеров формальные поиски основывались на классической школе, блестящем умении рисовать. Достаточно вспомнить профессионально безупречные рисунки тринадцатилетнего Пабло Пикассо.

Попробуйте для начала самостоятельно выполнить композиции на тему: «Мои летние впечатления». Сюжеты здесь могут быть разные: сенокос, спортивные игры, уборка урожая, туристический поход, привал у костра. Отставьте планшеты с работами, обсудите их. Сразу увидите, что сюжеты разные, а ошибки повторяются. Обычно по всей плоскости листа рассыпаны фигурки, ничем друг с другом не связанные, разобщенные. Людей много, действия тоже, а композиции нет. Что же такое композиция? Это сочинение на заданную или свободную тему, выраженное средствами изобразительного искусства со смысловой и пластической взаимосвязью.

В. Каменев. Летний день (Вид окрестностей Гатчины)
В. Каменев. Летний день (Вид окрестностей Гатчины).
Масло, 1867. 103 х 81.
Таганрогская картинная галерея.

Посмотрите с этих позиций на свои поиски, и поймете, что композиция не просто группа людей, а группа, объединенная единым действием, что смысловая связь обусловливает и пластическое решение. Иначе говоря, движение одного человека, обращенное к другому, вызывает ответное действие.

В первых работах важно найти больше деталей и подробностей. Ведь практического опыта у вас мало, на пленэре еще не рисовали. Вспомните, например, как растет дерево. Сначала — ствол, от ствола отходят толстые ветви, от этих ветвей — другие, немного потоньше, от них еще потоньше, и, наконец, совсем тоненькие. Причем ветви не прямые и ровные, а изогнутые, корявые. И эта корявость, изогнутость периодически, меняя свои размеры и очертания, повторяется. Или трава. Это не острые пики, а целый, порой причудливый по своим абрисам ковер цветов, растений. Обязательно смотрите шедевры старых мастеров. Но не в начале, а потом, когда работа уже закончена. Иначе есть опасность, что будете подражать тому или иному художнику. Подражать — не надо, а вот покопировать, особенно С. Боттичелли, А. Дюрера, А. Иванова, И. Шишкина, было бы полезно.

Конечно, надо и самим испробовать свои силы. Однако с первых шагов станет ясно, как каждому из вас не хватает натурных наблюдений, творческого опыта. Поэтому в каникулы чаще делайте эскизы по наблюдениям и по памяти. Темы подскажет сама жизнь. Материалы для исполнения могут быть разные: простой карандаш, цветной карандаш в сочетании с простым, акварель, гуашь, масло. Чем больше эскизов, тем лучше, так как появляется возможность выбора для выполнения наиболее выразительного окончательного варианта. Наилучший размер для него /4 листа (можно чуть меньше или чуть больше, в зависимости от темы и пропорций первоначального эскиза). Большой размер брать не рекомендуется, он потребует слишком много времени. И потом, вы можете не справиться с большой плоскостью и потеряете интерес к теме. Наш совет: выбирая формат, рассчитывайте свои силы и возможности.

П. Корин. Минин и Пожарский. Эскиз мозаичного панно для станции метро «Комсомольская кольцевая»
П. Корин. Минин и Пожарский.
Эскиз мозаичного панно для станции метро «Комсомольская кольцевая».
Темпера. 1951. 114,5 х 83
Государственная Третьяковская галерея.

В младших классах художественной школы неумение рисовать вас не смущает. Часто декоративность, плоскостность решения, увлечение деталями и орнаментикой отвлекает внимание от проблем рисунка. Но к 3-му классу, а тем более к 4-му желание воплотить ту или иную тему в зрительных образах должно быть подкреплено умением свободно рисовать фигуру или группу людей в любых движениях и поворотах. Если в старших классах этого умения нет, то постепенно пропадает желание заниматься композицией, так как вы уже видите несовершенство собственных работ. Сознание и желания выросли, а умения и навыков все еще не хватает. Недостает элементарной изобразительной грамотности, профессионализма. Для того чтобы этого не случилось, систематически, каждый день делайте наброски с натуры: всегда и везде. Дома, на улице, на остановках транспорта, за городом, в электричке-повсюду с вами должен быть маленький блокнотик, мягкий карандаш. Увидите что-то интересное — берите на заметку в свою «записную книжку».

Такая работа очень поможет вам. Наброски с натуры тренируют руку и глаз, дают возможность выбрать интересное и выразительное, отбросить случайное. Развивают память и наблюдательность. Кроме того, в процессе этой работы достигается пластическая выразительность линии и тонального пятна. Зарисовки и наблюдения с натуры накапливают ценнейший материал для композиции. Ведь натура дает порой такие неожиданные, выразительные подсказки, какие никогда не придумаешь. Лучше к быстрым зарисовкам и этюдам приступить как раз сейчас, во время летней практики: в зоопарке, на стадионе, на базаре, вокзале, на улице. Причем желательно в рисунке намечать среду, будь то интерьер или пленэр. Можно поставить в классе группу из двух-трех человек специально для наброска или произвольно среди учеников выбрать две-три фигуры и сделать композиционную зарисовку.

Л. Соломаткин. Свидание.
Л. Соломаткин. Свидание.
Масло. 1870-е годы. 42 х 38.
Вологодская областная картинная галерея.

Существенную трудность в учебе представляет исполнение многофигурной композиции. Прежде поговорим о выборе сюжета внутри темы. Следует не подражать известным образцам, а найти свое решение. Дома сделать как можно больше композиционных вариантов и принести педагогу для обсуждения и утверждения темы. Когда из предварительных эскизов, изображающих всевозможные сюжеты произведения, выбран единственно подходящий, переходим к сбору натурного материала, рисункам деталей, цветовым этюдам групп и фигур. Поскольку в нашем примере тема историческая, к зарисовкам непосредственно с натуры прибавляются рисунки соответствующего времени оружия, одежды, архитектуры, бытовых предметов. Для этой цели можно воспользоваться книгами или поработать в краеведческом музее.

Затем занимаемся компоновкой в небольшом формате. Если в предварительных сюжетных почеркушках шел поиск тематический, теперь, когда содержание картины определено,— главная задача: поиск пластически выразительных решений избранного момента. Рисунки небольшого размера выполняются графитным карандашом или монохромно одним нейтральным цветом — умброй, сепией, марсом и другими. Можно черной краской с тональной растяжкой, используя белый цвет бумаги.

Цель — определить освещение, найти контрастное по тону решение, чтобы группы и отдельные фигуры не «влипали» ни друг в друга, ни в фон. Центральную группу композиции лучше выделить светом и цветом, дать ее тонально контрастной к фону и группам второго плана. Естественно, что с первого раза редко получается удачно, нужны варианты, поиски. Работая, учтите, что наиболее ценной является композиция, в которой трудно что-либо добавить или отнять. Это правило особенно важно на данном этапе.

После того как найдено тональное решение и освещение, переходите к разработке соответствующего колорита. Здесь надо попробовать различные гаммы (теплые, холодные), сохраняя распределение теплых и холодных пятен, найденное в монохромном варианте.

На завершающей стадии из массы вариантов выберите наиболее выразительный и исполните его в окончательном формате. Композиция обычно выполняется акварелью и лишь начинающему, не освоившему еще данной техники, можно разрешить пользоваться гуашью или белилами с акварелью. У старших учеников роль белил играет бумага, поэтому работать надо осторожно, чтобы не потерять свет — сначала лучше сделать легкую прокладку (тоном чуть темнее белой бумаги) освещенных частей одежды, лица, волос. Затем, относительно к свету, чуть-чуть усиливаются теневые части. И, наконец, очень внимательно, тонкой упругой кисточкой (лучше колонковой) делаются самые темные (можно по сырому) удары на сгибе колена, локтя и в глубине складок.

В отличие от предварительных вариантов, где цвет берется сразу и сочно в технике «а-ля прима», при исполнении окончательного эскиза композиции, требующего более детальной проработки, допускается многослойная живопись, многократное наложение прозрачного цвета на цвет, постепенное усиление тона. Старайтесь сохранить творческий напор до самого конца, но если появится ощущение усталости, лучше пока оставить работу. Последние поправки и обобщения трудно сделать в один сеанс. Займитесь рисунком, живописью, сходите в музей, на выставку. Свежие впечатления, чередование учебных предметов и постоянное размышление об эскизе помогут вам закончить работу.

А теперь обратимся к репродукциям с картин, помещенных в статье. В каждом полотне действительно трудно что-либо отнять или прибавить, и не только потому, что композиции безупречны. Причины совершенства скорее в реальности, жизненности сюжетов, тщательном отборе выразительных средств, характерных почерках и профессионализме художников.

Сравните иллюстрации. Тонкими психологическими наблюдениями проникнута картина Л. Соломаткина «Свидание». Романтикой подвига веет от эскиза мозаики П. Корина. Трогательно-лиричен холст П. Кончаловского «Катенька у окна». Зимний пейзаж подчеркивает тепло и уют комнаты, где задумчиво играет девочка, возможно, только что вернувшаяся с прогулки. Сельский мотив В. Каменева повествует о красоте единения человека с природой.

Произведения мастеров, принадлежащих русской художественной школе, наглядно показывают, как самобытно можно реализовать собственные наклонности. Если проследить становление каждого, то убедимся, что яркие индивидуальности авторов выросли и окрепли в результате упорной, строгой и последовательной подготовке к профессии художника.

В. Рябова, преподаватель художественной школы




Далее: Зарисовки архитектуры на плэнере

 →  Главная  → АртКласс: искусство для детей и детское искусство   → Уроки изобразительного искусства   → Станковая композиция  


АртКласс Уроки изобразительного искусстваКак ставить натюрмортНатюрморт. Этапы работыГрунты под живописьРабота графическими материаламиРисунок карандашом. Методы построения предметов и создания формАзы композицииСтанковая композицияЗарисовки архитектуры на плэнереСила воображенияРисуем природуЛепка фигуры с натуры. Подготовка каркасаЛепка головы человека с плечевым поясомМастер-классы, лекции, презентацииШкольный проект «Прогулка по Семёновской слободе»Школьный проект «Первое знакомство с Третьяковкой. Живопись Василия Сурикова»













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта