Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Зарисовки архитектуры на плэнереЛетняя выездная практика дает возможность вырваться за пределы железобетонных громад современных городов, в которых сегодня непросто отыскать уникальные исчезающие творения прошлых эпох, не говоря уже о первозданной красоте живой природы. Программа пленэра предусматривает не только «освежение палитры», закрепление проработанного в аудиториях материала,но и дает хорошую возможность ознакомиться с интереснейшими памятниками художественной культуры. Сегодня мы подробно остановимся на одной из задач пленэра — зарисовках архитектуры. Разберем, как подготовиться, на что обратить внимание, затронем главные трудности, постараемся предостеречь от возможных ошибок. Как смотреть архитектуру, что желательно увидеть и зарисовать? Прежде всего следует обратить внимание на масштабы здания, объем в целом, пропорции, соизмеримость с фигурой человека, декоративное убранство, интересные детали. Впечатления от увиденного могут быть самыми разными. Это зависит от освещения, цвета, даже сопровождающих звуковых особенностей — колокольного звона, пения птиц и других обстоятельств, помогающих наиболее полному раскрытию памятника. Простейший пример этого-театр, вернее, его интерьер. Пока в нем нет действия, он в нашем воображении не живет. Пусть там есть декорированные интерьеры, оформленный зрительный зал, но без спектакля, музыки и зрителей он мертв. Но вот за несколько минут до начала спектакля рассаживаются зрители, постепенно в зале гаснет свет. Появляется дирижер, оркестранты настраивают инструменты, затем тишина, взмах дирижерской палочки, и зазвучала музыка, начался спектакль. Театр ожил! С таким же эмоциональным настроем смотрите и архитектуру прошлых эпох. Молчат соборы Древней Руси, словно застыли в сумеречном освещении фрески. Но совершенно другое впечатление рождается во время литургии: мерцающие свечи, кадило исторгает благовония, пение хора словно оживляет древнюю живопись.
Есть еще один значительный фактор, влияющий на восприятие архитектуры,— расположение ее в ландшафте. «Поразительно уменье, с которым эти строители-поэты,— писал И. Э. Грабарь,— выбирали места для храмов: нет возможности придумать композицию лучше той, при помощи которой они связывали встающие из-за береговой кручи главки церквей со всем окружающим пейзажем, с изгибом реки, с изломом холмов, с гладью лугов и щетиной лесов». Обусловленность выбора места всегда связывалась с соображениями не только художественного характера, но и сугубо практического. Мы не случайно уделили внимание некоторым особенностям видения образной стороны архитектурного памятника, поскольку в основном на этом материале ребята с желанием учатся, постигают прекрасное. При выборе объекта для работы следует решить, что конкретно представляет больший интерес — весь ли памятник, его часть, какой-либо фрагмент или, наоборот, группа зданий, целый комплекс, монастырский или дворцовый ансамбль.
Вначале следует определить размер и формат рисунка — вертикальный (изображение колокольни, крепостной башни), горизонтальный вытянутый — рисунок зданий, подобных дворцовым постройкам. Желательно выполнить несколько предварительных эскизов, которые помогут сделать правильный выбор формата, компоновку рисунка. Организуя композицию, смотрите, чтобы главные линии, объемы, пятна рисунка не делили лист по вертикали или горизонтали точно пополам. Далее намечайте очертания объекта, стараясь возможно точнее выявить общий силуэт, при необходимости вводя в рисунок пятно и тон. Важнейшая роль при этом отводится целостному видению, следованию от общего к частному, но при обязательном условии, что поиски цельности, «общего» не сведут на нет очарование архитектурной детали. Пропорциям, характеризующим объект, принадлежит ведущая роль, они определяют особенности здания, выявляют его образное начало и красоту. Выполняя рисунок, следует обращать внимание на связь сооружений с окружающей средой, природой, дополняющих и даже обогащающих друг друга. Нельзя забывать и то, что объекты, расположенные на переднем плане, просматриваются более четко, контрастно по отношению к находящимся в отдалении, четкость, ясность силуэта которых теряются, детали, подробности пропадают и, стало быть, дальний план воспринимается более целостно, общо. Учитывать необходимо и состояние световоздушной среды, ее влияние на восприятие в различное время суток и в разную погоду. Делая зарисовки, знакомясь с архитектурными стилями прошлых эпох и современности, постарайтесь почувствовать материал, из которого создано строение: ощутите теплоту дерева, холодную строгость камня, безликую серость, безжизненность бетона. Использование различных графических техник даст возможность лучше узнать их особенности и правильно применить для передачи любой фактуры. Полезно поработать простым графитным карандашом и особенно — пером и тушью (чернилами). Эта техника, отличающаяся разнообразием линий и штриха, не терпит ошибок, более того, они едва ли поправимы. Поэтому здесь необходимы зоркий глаз, осторожность, внимание, твердость руки. Можно прибегать и к смешанным приемам выполнения, используя перо и кисть, акварель и уголь, другие сочетания.
Выходя на натуру, точно представляйте, куда идете, и что будете делать. Частая ошибка начинающих — длительное блуждание с тяжелыми рисовальными принадлежностями в поисках мотива. Его следует подмечать заранее. Именно ранее найденное место для работы, продуманная задача и конкретная техника нередко определяют успех задания. Рекомендуем также вначале практики исследовать окрестности, рассмотреть как примечательные, так и обычные постройки, отнестись внимательно к рельефу местности, запомнить моменты освещения (утро, день, вечер), найти выгодные точки зрения, прикинуть, что зарисовать карандашом, а что проштудировать пером, тушью. Проникнитесь окружаюшим пейзажем, пообщайтесь с местными жителями и постепенно обретете нужный творческий настрой. Работая на улице, старайтесь располагаться в тени, чтобы прямые солнечные лучи не падали на бумагу. Берите с собой несколько карандашей разной твердости, не забудьте перочинный ножик, кнопки, ластик, планшет, складной стульчик, головной убор, одевайтесь по погоде. Не пытайтесь сразу же нарисовать все, что видите. Может быть, целесообразнее вначале проштудировать окно, угол здания, купола церкви, крыльцо. Нежелательно размещаться вблизи зданий, так как отсюда получаются сильные перспективные сокращения, искажающие памятник. Для зарисовок удобнее использовать бумагу размером в лист обычного альбома. Изображая архитектуру, стремитесь с предельной достоверностью передать реальный облик исторического памятника, добивайтесь эффекта неподвижности и спокойствия. Каждое здание пусть выглядит добротным, прочно стоящим на земле. Обязательно обращайте внимание на закономерности перспективы, которые проявляются в данном случае особенно. Это и уровень глаз (линия горизонта), и наклон уходящих в глубину линий, и кажущиеся изменения размеров частей -архитектуры. Выполняя зарисовки деталей, позаботьтесь, чтобы не было впечатления пустоты вокруг. Дайте или фрагмент стены, как в рисунке окна, на иллюстрации к статье, или свяжите с окружающим пейзажем, как это сделано на этюде лестницы. Иногда встречаются работы, выполненные в оригинальной манере, авторы которых, как правило, считают учебную штудию необязательной и весьма доступной, что не совсем так. Попробуйте тем же карандашом как можно правдивее передать разнообразие натуры и убедитесь, что достичь совершенства значительно труднее, чем изобрести невиданную доселе ловкую манеру. Неплохо для понимания этого почаще смотреть произведения выдающихся художников. Приобщение к образцам высокого искусства помогает постижению тайны мастерства и совершенствованию собственного опыта, дальнейшему развитию творческих возможностей. Изучение рисунков больших мастеров необходимо не для того, чтобы подражать их приемам, а чтобы научиться с наибольшей полнотой воспринимать окружающую жизнь. На дворе разгар лета, и, если вы действительно любите рисовать, учтите, что сейчас как никогда природа располагает к творчеству. Все живое в восторженном ликовании: поют птицы, порхают бабочки, стрекочут кузнечики, благоухают поля и леса. Художники в эту прекрасную пору пишут этюды, набираются новых впечатлений, готовят материал к будущим композициям. Давайте не отставать от них. Поверьте в свои силы и ежедневно в летнее время рисуйте. День ото дня рука станет все увереннее, глаз внимательнее и точнее, а растущая горка работ подбодрит, даст новые силы и вдохновение. Быстро пролетит время. Осенью принесете на просмотр увесистую папку рисунков, и будет приятно осознавать, что вы сумели за лето не только отдохнуть, покупаться и загореть,но и плодотворно потрудиться. Г. Гурьев Далее: Сила воображения
| АртКласс Уроки изобразительного искусстваКак ставить натюрмортНатюрморт. Этапы работыГрунты под живописьРабота графическими материаламиРисунок карандашом. Методы построения предметов и создания формАзы композицииСтанковая композицияЗарисовки архитектуры на плэнереСила воображенияРисуем природуЛепка фигуры с натуры. Подготовка каркасаЛепка головы человека с плечевым поясомМастер-классы, лекции, презентацииШкольный проект «Прогулка по Семёновской слободе»Школьный проект «Первое знакомство с Третьяковкой. Живопись Василия Сурикова» | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |