Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Выставка «Иконы Каргополья. Возрождение». 2019 годМузейно-выставочный комплекс Российской академии художеств Галерея искусств Зураба Церетели
Выставочный проект «Иконы Каргополья. Возрождение» – результат совместной научной и творческой деятельности:
Выставки, посвящённые культуре Русского Севера, чаще всего акцентируют внимание на декоративно-прикладном творчестве. Яркие вышивки и расписные короба, роскошные жемчужные кокошники и кованые сундуки даже в витринах и ограничительных шнурах позволяют
представить себе ежедневную атмосферу крестьянского дома, с особенностями будничного быта и радостью весёлого праздника.
Иконы Севера собираются вместе относительно редко, их сложно систематизировать, у них нет чётких локализаций и признаков
тех или иных школ, да и большинство памятников относится к явлению народной иконы, мало исследованному, а то и отрицаемому в своей значимости. В XVI-XVIII веках Каргополь являлся одной из важных столиц всего северного региона, и через него шли торговые пути между центром и портами Белого моря. Значительное число храмов города, многочисленные обители и пустыни по берегам реки Онеги, зажиточность горожан и приезжих купцов создали почву для развития иконописных промыслов. Активное развитие Санкт-Петербурга оставило Каргополь в стороне от торговых путей, в XIX веке городок переживал очевидный упадок, однако именно провинциальность и труднодоступность стали факторами спасения каргопольской культуры от передряг двадцатого века.
Тематические разделы выставки представляют иконопись Каргополья преимущественно XVI и XVII веков, дополняя иконы образцами традиционной деревянной скульптуры и резными голгофскими крестами. Мало какая другая иконопись сравнится с ранними северными иконами по впечатлению монументальности и торжественности. Аскетизм в деталях акцентирует всё внимание на выразительных ликах, исполненных благородства и достоинства. Но в то же время многие северные иконы демонстрируют вольности живописцев и как весёлые, так и драматичные отступления от канонов. Милые детали зачастую далеки от символичности, реалистичные черты быта и отношений проскальзывают в подаче различных аллегорических сценок.
На выставке представлены фотографии 1950-1970-годов, на которых запечатлено состояние храмов Каргополья в момент их исследования первыми научными экспедициями из Москвы и Санкт-Петербурга. Склады и подсобные помещения обиты вагонкой, резные иконостасы утратили часть деталей, чёрные иконы с неразличимыми или испорченными ликами неузнаваемы и безысходно печальны. И всё же большинству каргопольских памятников повезло, ибо их наследие было спасено, отреставрировано и изучено. Благодаря кропотливой работе реставраторов мы можем любоваться ликами из прошлого, ощущая свою связь с предыдущими поколениями художников, святителей и строителей.
Подробные заметки о древней живописи Каргополья представлены в специальной главе нашего сайта: Татьяна Селянинова, 2019. Фото автора Далее: «Архип Куинджи» в Третьяковской галерее
| События Гончарное искусство Елены дель Барко. 2020 годВыставка Марии Кулагиной «Мир художника». 2019 годВыставка «Образы огня в христианском искусстве». 2019 годВыставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой». 2019 годВыставка «Русский Север». 2019 годВыставка «Иконы Каргополья. Возрождение». 2019 год«Архип Куинджи» в Третьяковской галерееАрхив событий, мероприятий, выставок | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |