|
Европейское изобразительное искусство: живопись, графика, скульптура
Сандро Боттичелли. «Благовещение» В «Благовещении» Боттичелли в позах и жестах персонажей, в их мимике зрительно «пересказано» все, что в иконе оставалось за пределами изображения или было вынесено, спроецировано на архитектурный фон. Картина Возрождения стремится свести до минимума несовпадение между тем, что можно увидеть в картине, и словесным текстом, который картина иллюстрирует.
Ян ван Эйк Ян ван Эйк был счастливым художником. При жизни его картины ценились, он занимал достаточно высокое положение в обществе. Известно, что уже в 1422 году молодой живописец находился на службе графа Голландии Иоанна Баварского. В 1428 году Иоанн Баварский умер, и мастер перешел к бургундскому герцогу Филиппу Доброму. Теперь жизнь Яна проходит в городах Фландрии — Генте, Брюгге. Ян ван Эйк явился творцом нидерландского живописного портрета. Своих героев он неизменно показывает в трехчетвертном повороте, порой в изображение включены кисти рук. Лица всегда серьезны, сосредоточенны. Яна привлекают общечеловеческие качества — богатство духовного мира, неповторимость внешнего облика. Исследуя со сверхъестественной скрупулезностью индивидуальные черты каждого из своих героев, художник вместе с тем создает отнюдь не копию реальности.
Ян Мостарт. «Се человек» Золотисто-алая среда, определенная одеждами Пилата и палача, резко контрастна к темно-зеленому плащу на обнаженном и всем цветовым окружением подчеркнутом бледном теле Христа. Светлее тела лишь набедренная повязка да облако вверху, над городом.
Клод Лоррен. «Похищение Европы» «Похищение Европы» - одна из тех картин в мировом искусстве, которые с первого взгляда очаровывают зрителя вне зависимости от его вкусов . Ибо в ней сконцентрировано все прекрасное, что хотелось бы человеку видеть наяву в природе,- южное море, золотое закатное освещение, бросающее отсветы на вековые деревья, голубые горы, манящие дали, каравеллы и стада, замки и маяки. На переднем плане пейзажа - мифологическая сценка, стаффаж ее напоминает пасторальную группу фарфоровых статуэток.
Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида» Обращение Пуссена к поэзии Торквато Тассо несколько неожиданно, но вполне объяснимо. В известной мере здесь сказалось воздействие второй школы Фонтенбло, точнее, Амбруаза Дюбуа, широко использовавшего соответствующую тематику. Определенную роль сыграло, по-видимому, и культурное посредничество Джамбаттиста Марино, с которым художник сблизился еще в доримский период.
Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» Как многие пейзажи Пуссена, «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» был создан на мифологический сюжет, взятый из восьмой песни «Энеиды» Вергилия, где рассказывается о том, как сын Вулкана, огнедышащий великан Какус, похитил у Геркулеса быков и спрятал в пещере Авентинского холма.
Поздние пейзажи Никола Пуссена В поздних пейзажах Пуссена, созданных в период 1658-1661 годов, античные мифы очень часто используются художником. К таким произведениям принадлежат «Пейзаж с Орионом» в Метрополитен-музеум, написанный в 1658 году и полупейзаж «Рождение Вакха» (Кембридж), созданный в 1657 году для живописца Жака Стелла.
Никола Ланкре. Галантные празднества В XVIII веке Никола Ланкре – французский живописеп и рисовальщик – был очень известен. Его картины охотно покупали и заказывали знатоки-коллекционеры и коронованные особы, среди них - король Франции Людовик XV, прусский король Фридрих II. Да и простые парижане с удовольствием приобретали, правда, не картины Ланкре – они были дороги,— а гравюры с них. Имя Ланкре нередко встречается в объявлениях о продаже гравюр в газете «Французский Меркурий». «Все любили и чтили талант господина Ланкре», — писал друг художника адвокат Сильвен Балло де Саво, оставивший его подробную биографию.
Жан Батист Патер. «Майский праздник» Картина «Майский праздник» Патера - один из последних примеров жанра «галантных празднеств», созданного Ватто и сошедшего со сцены вместе со смертью его ближайших последователей Ланкре и Патера. Но, оставаясь по своему содержанию, характеру персонажей и всей mse en scene тесно связанным с уже установившейся традицией, «Майский праздник» в чем-то незаметно уже отдаляется от нее.
Лукас ван Уден. «Обоз» Пейзаж Лукаса ван Удена представляет в московском музее пейзажную школу Рубенса и представляет ее достойно, даже с блеском. Можно назвать эту маленькую по размерам, но с размахом скомпонованную картину, полную жизни и движения, очаровательным солнечным зайчиком от великого солнца рубенсовских пейзажей.
Ян Сиберехтс. «Брод» Пейзаж Сиберехтса удивляет нас тем, что жизнь увидена в ней совсем другими глазами. Правда, статуарная поза крестьянки с кувшином на голове и аккуратно разложенные складки ее юбки да, может быть, еще торжественная радуга на небе напоминают нам, что художник жил в одном веке с великими мастерами героического искусства - Рубенсом и Пуссеном. Но пейзаж в целом выглядит так, как если бы он принадлежал другой эпохе.
Ривьер. «Дама с лирой» Портрет «Дама с лирой» (предполагается, что на портрете изображена Жозефина-Вильгельмина Будаевская, жена польского генерала, находившегося на службе у Наполеона) поступил в ГМИИ в 1969 году и тогда же демонстрировался на выставке новых поступлений. В настоящее время он находится в постоянной экспозиции зала искусства Франции первой половины XIX века.
Клод Моне. Чистый миф света Среди живописцев, открывших в XIX столетии красоту пейзажей Франции, их светоносность, свежесть и, если так можно сказать, своеобразный оптимизм, достойное место занял Клод Моне. Этот художник – один из самых последовательных мастеров, получивших в 1870-е годы имя импрессионистов, которое произошло от названия его картины «Впечатление. Восход солнца». Импрессионисты хотели радостного и светлого искусства: они любовались повседневной жизнью — современными улицами, поездами и вокзалами, парусниками в море, сценами в кафе и во время воскресных прогулок. Глядя на природу, пытались видеть ее естественной, свободной от каких-либо извне привнесенных идей и чувств, как то было у классицистов и романтиков.
Анри Руссо. «Поэт и Муза» Идея написать портрет Аполлинера и его подруги в облике поэта и Музы возникла у Руссо сразу после знаменитого банкета, устроенного в его честь Пикассо с друзьями в Бато Лавуар на Монмартре. Этот банкет оставил яркий след в памяти его участников. Мастерская Пикассо была превращена в ярмарочную площадь, увешанную китайскими фонариками и гирляндами цветов. В центре, на возвышении, как на алтаре, находилась картина Руссо, а сам он был посажен под ней на пьедестал, как на трон.
Ван Гог. «Прогулка заключенных» Картина изображает внутренний двор тюрьмы - каменный колодец, на дне которого бессмысленно и безвольно, как заведенные механизмы, бредут по замкнутому кругу люди. Их взбудораженные тени в беспорядке ложатся на плиты двора, камни словно начинают шевелиться, и окна, как живые, тупо взирают со стен. Странность, фантасмагоричность, роковая значительность этого абсолютно реального эпизода раскрыты художником не только средствами освещения или колорита, выдержанного в голубоватых сумрачных тонах, но и с помощью условной постимпрессионистической техники раздельного мазка, придающей произведению своеобразную «полосатость».
Пабло Пикассо. «Королева Изабо» Только ли с формально-стилистических позиций надо рассматривать такую картину, как «Королева Изабо»? Исчерпается ли ее значение лишь аспектом причастности к формированию новой пластической грамматики в искусстве кубизма?
Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе» Среди восемнадцати живописных произведений Анри Матисса в коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина натюрморт «Раковина на черном мраморе» - единственное полотно позднего периода творчества художника: картина (как об этом свидетельствует авторская дата) была закончена в ноябре 1940 года в Ницце. Характеризуя одну из важных тенденций в живописи художника 40-х годов и являясь типичным для Матисса произведением этих лет, натюрморт «Раковина на черном мраморе» наряду с известнейшим полотном «Натюрморт с магнолией» по совершенству решения и силе художественной экспрессии принадлежит к самым замечательным поздним работам мастера в этом жанре.
|
Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»
| |