Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Ян ван Эйк

Большинство нидерландских мастеров средних веков оказались забытыми уже в XVII веке. Но имя Яна ван Эйка помнили, его произведения берегли. И хотя точное время рождения мастера неизвестно, мы можем приблизительно датировать это событие последней декадой XIV века.

Ян ван Эйк был счастливым художником. При жизни его картины ценились, он занимал достаточно высокое положение в обществе. Известно, что уже в 1422 году молодой живописец находился на службе графа Голландии Иоанна Баварского. В 1428 году Иоанн Баварский умер, и мастер перешел к бургундскому герцогу Филиппу Доброму. Теперь жизнь Яна проходит в городах Фландрии — Генте, Брюгге. Примечательно, что герцог ценил в ваи Эйке не только талант, но и дипломатические способности: в 1427-1428 годах художник совершил два длительных путешествия на Пиренейский полуостров, чтобы договориться о браке Филиппа Доброго и, главное, создать портрет невесты, который, увы, не дошел до наших дней.

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена
Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена
Масло, 1435, 66 х 62.
Париж, Лувр

Однако случилось так, что свое самое знаменитое произведение Ян ван Эйк выполнил совместно с братом Губертом и не для герцога, на службе у которого состоял, но по заказу богатого бюргера, жителя Гента Иодокуса Вейдта. Гентский алтарь находится ныне в той же церкви св. Бавона, для которой он создавался. Судьба алтаря складывалась непросто. В XVI веке, оберегая алтарь от уничтожения в сложное время религиозных войн, его разбирали и прятали, полностью или отдельными частями вывозили в другие страны. Лишь в ХХ веке алтарь (за исключением одной створки, похищенной в 1934 году и замененной хорошей копией) вернулся в церковь св. Бавона.

Ян ван Эйк. Гентский алтарь.
Ян ван Эйк. Гентский алтарь.
Масло. Около 1430 года.
Гент, собор св. Бавона

Гентский алтарь состоит из 25 картин, включающих более 250 персонажей. В закрытом виде - таким, каким он предстает перед зрителем в обычные дни,— алтарь выглядит строгим, все изображения почти монохромны, выдержаны в единой сероватой гамме. Здесь ван Эйк увековечил заказчиков: Вейдта и его жену Изабеллу Борлют, Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова (дело в том, что первоначально церковь св. Бавона была освящена именем Иоанна Крестителя). Выше на четырех створках разворачивается важнейшее событие евангельского предания: архангел Гавриил приносит Марии чудесную весть о том, что у нее родится Христос. Ян ван Эйк поместил этот сюжет в реальное бытовое окружение — комнату Богоматери. Из её окан открывается вид не на библейский Вифлеем, а на Гент, в котором современники могли знать дом Иодокса Вейдта. Предметы, находящиеся в комнате Марии, для человека той эпохи заключали важный символический смысл. Так, умывальник и полотенце воспринимались как намек на чистоту, непорочность Богоматери, тройное окно напоминало о Троице. Вместе с тем они создают ощущение достоверности происходящего.

Но вот наступает праздничный день, и перед зрителем во всем великолепии, драгоценном сиянии красок раскрывается воскресная сторона алтаря. Распределение створок в два яруса отличается последовательностью, отражающей представления человека той эпохи об устройстве мира. В центре верхнего ряда художник поместил Бога-Отца в папской тиаре. У его ног — царская корона — атрибут Христа. Таким образом, вместе с голубем в центре нижнего яруса — символом Св. Духа — это изображение образует Троицу. К Богу-Отцу повернуты фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Трех основных персонажей славят пением и игрой на музыкальных инструментах ангелы, показанные в виде юношей в дорогих арчовых ризах. Замыкают верхний ряд фигры легендарных прародителей человечества Адама и Евы.

В нижнем ярусе перед зрителем простирается великолепный, залитый солнечным светом цветущий луг. По нему к стоящему на алтаре жертвенному агнцу со всех сторон устремляются пророки и апостолы, святые жены и девы, воины, отшельники и пилигримы Каждому участнику много людной торжественной процессии присущи индивидуальные черты. Не случайно среди них находили изображения самого ваи Эйка и его старшего брата Губерта, герцога Филиппа Доброго, других реальных исторических личностей. Своеобразной портретностью обладают деревья, кустарники, травы, что говорит о глубоких познаниях хдожника в ботанике. Простирающийся на дальнем плане город – небесный Иерусалим — символ Христианской церкви, связанный с мечтой о райском блаженстве, но Ян ван Эйк, кик и в сцене «Благовещенья», придал его постройкам сходство с реально существующими зданиями.

Ян ван Эйк. Гентский алтарь.
Ян ван Эйк. Гентский алтарь.
Масло. Около 1430 года.
Гент, собор св. Бавона

Неизвестно, чем вдохновлялся мастер, создавая основной сюжет произведения. Одни полагают, что литературным источником было «Откровение Иоанна Богослова» — Апокалипсис, другие считают им «Золотую легенду» итальянского монаха Якопо да Вараджина — знаменитый сборник христианских историй, а также литургические тексты популярного праздника Всех святых. В любом случае основное в той работе- воплощение мысли о красоте и гармонии мироздания.

Главным в творчестве ван Эйка было утверждение мира реальности. Это нашло воплощение в реформе техники живописи, связанной с использованием масляных красок, позволившей отображать действительность более точно и объективно, в великолепном пейзаже алтаря, в многочисленных предметах быта, имеющих скрытый религиозный смысл, в образах людей, известных по картинам, в которых присутствуют заказчики, и по портретам. В «Мадонне каноника ван дер Пале» престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св. Георгию, что почти касается белыми одеждами ее красного плаща и рыцарских доспехов легендарного победителя дракона. В «Мадонне канцлера Ролена» крупный государственный деятель времен Филиппа Доброго показан, в отступление от принятой традиции, без своего святого покровителя; его голова находится на одном уровне с головой Марии. С наибольшей же полнотой интерес и внимание Яна ван Эйка к человеку воплотились в произведениях портретного жанра.

Ян ван Эйк явился творцом нидерландского живописного портрета. Своих героев он неизменно показывает в трехчетвертном повороте, порой в изображение включены кисти рук. Лица всегда серьезны, сосредоточенны. Яна привлекают общечеловеческие качества — богатство духовного мира, неповторимость внешнего облика. Исследуя со сверхъестественной скрупулезностью индивидуальные черты каждого из своих героев, художник вместе с тем создает отнюдь не копию реальности.

Ян ван Эйк. Портрет кардинала Альбергати. Рисунок серебряным карандашом
Ян ван Эйк. Портрет кардинала Альбергати.
Рисунок серебряным карандашом, 21,2 x 18.
Дрезден, гравюрный кабинет.

Ян ван Эйк. Портрет кардинала Альбергати. Масло
Ян ван Эйк. Портрет кардинала Альбергати.
Масло. 1481 — 1482. 34 x 27,5.
Вена, Художественно-исторический музей.

Так, сравнение живописного «Портрета кардинала Альбергати» с сохранившимся предварительным рисунком показывает, как живописец вносил поправки, заостряя, подчеркивая одни черты, смягчая, чуть-чуть приглушая другие. Кардинал был посланником римского папы, в 1431 году он посетил двор Филиппа Доброго. Тогда Ян ван Эйк и выполнил рисунок, сопровождающийся надписями, указывающими на цвет волос, глаз, губ, по которому и создавалось живописное произведение.

Кисти ван Эйка, помимо картин, являющих обычный тип портрета, принадлежит уникальное произведение этого жанра «Портрет четы Арнольфини». Итальянский купец, представитель банкирского дома Медичи в Брюгге изображен в брачном покое с молодой женой Джованной Ченами. Полагают, что художник показал обряд бракосочетания. Молодые люди, взяв друг друга за руки, произносят клятвенные слова — в то время это могло заменить обряд венчания в церкви. На стене висит круглое выпуклое зеркало, в котором отражаются свидетели торжественного события. Надпись над зеркалом «Иоханнес ван Эйк был здесь 1434» указывает на то, что одним из свидетелей является сам художник.

Ян ван Эйк. Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини.
Масло. 1434. 82 х 59,5
Лондон, Национальная галерея.

В «Портрете четы Арнольфини» Ян ван Эйк говорит на понятном современникам языке аллегорий. Так, туфли и собачка являются символами верности, щетка-нравственной чистоты, горящая в люстре свеча — супружества. Сохранив в этих вещах их символическое значение, Ян ван Эйк изобразил предметы столь тщательно и любовно, что они начинают рассказывать нам о быте молодой супружеской четы, привычках, размеренном, неторопливом укладе жизни.

Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале.
Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале.
Масло. 1486.
Брюгге, Музей изобразительных искусств.

Ян ван Эйк умер в 1441 году в Брюгге. Похоронен в церкви св. Донациана - для нее он исполнил «Мадонну каноника ван дер Пале», на короткое время похищенную оттуда наполеоновскими захватчиками. Написанная по-латыни эпитафия гласит: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительна; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами и прилагал свое искусство ко всему живому. Конечно, ему должны уступить Фидиас и Апеллес, даже Поликлет был ниже его по искусству. Итак, называйте безжалостными Парок, которые похитили у нас такого мужа. Пусть сопровождается слезами непоправимое дело, а ты моли Бога, чтобы он жил на небе».

Ян ван Эйк. Портрет неизвестного в красном тюрбане.
Ян ван Эйк. Портрет неизвестного в красном тюрбане.
Масло. 1433. 25,5 х 19
Лондон, Национальная галерея

Память о мастере, сохранившаяся в сердцах благодарных потомков, выражена также в словах биографа нидерландских живописцев рубежа XVI — XVII веков Карела ван Мандера: «Он обладал четырьмя качествами, необходимыми каждому живописцу: терпением, превосходной памятью, рассудком и глбоким умом. Тщательностьживописи обнаруживает его терпеливы й и кроткий нрав: способность изображать все жизненно, с мерой и искусством, чтобы каждый предмет вызывал желаемое впечатление, указывает на его память и рассудок. И, наконец, ум давал ему возможность глубоко проникать в смысл задуманного произведения».


О. Сугробова, кандидат искусствоведения




Далее: Ян Мостарт. «Се человек»

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Ян ван Эйк  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта