Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Клод Моне. Чистый миф света

Среди живописцев, открывших в XIX столетии красоту пейзажей Франции, их светоносность, свежесть и, если так можно сказать, своеобразный оптимизм, достойное место занял Клод Моне. Этот художник – один из самых последовательных мастеров, получивших в 1870-е годы имя импрессионистов, которое, кстати, и произошло от названия его картины «Впечатление. Восход солнца». Импрессионисты хотели радостного и светлого искусства: они любовались повседневной жизнью — современными улицами, поездами и вокзалами, парусниками в море, сценами в кафе и во время воскресных прогулок. Глядя на природу, пытались видеть ее естественной, свободной от каких-либо извне привнесенных идей и чувств, как то было у классицистов и романтиков.

К.Моне. Впечатление. Восход солнца
К.Моне. Впечатление. Восход солнца


В этом они наследовали традицию Г. Курбе, Э. Мане, Э. Будена, К. Коро, Ш.-Ф. Добиньи. Советами и расположением этих мастеров да еще — Й. Йонкинда и К. Тройона пользовался начинающий художник, окончательное обращение которого после службы в армии — к творчеству началось во время пребывания в мастерской Глейра в Париже. Здесь Моне знакомится с будущими друзьями — Камилем Писсарро, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фридериком Базилем. За исключением последнего, рано скончавшегося, все они образуют ту группу, которая впоследствии и станет именоваться импрессионистами.

Как только несколько пейзажей, написанных с натуры, были выставлены в Салоне, Клод Моне привлекает внимание знатоков и критиков. Его имя несколько раз благожелательно упоминается в прессе. Честолюбие молодого художника все же не было полностью удовлетворено: ему хотелось, опираясь на заветы реалистической школы, создать новое искусство и, главное, возглавить его.

Летом 1865 года он живет в местечке Шайи, где пишет картину «Завтрак на траве» — веселое общество господ и дам, уютно расположившихся под сенью огромного дерева. Для этой сцены пикника-Моне позировали его знакомые, и их портреты легко угадываются. Художнику хотелось передать непринужденное общение свободных людей и, что особенно его занимало,— блики солнечных лучей, скользящих по лицам и одеждам, озаряющих весь пейзажный фон.

К.Моне. Завтрак на траве
К.Моне. Завтрак на траве


Моне мечтает отбросить всякую условность, некогда столь модную в Салонах. Продолжая начатое, он пишет «Камиллу», для которой позировала его будущая жена. Успех этого произведения превзошел все ожидания: о таланте мастера говорят критики, включая и писателя Эмиля Золя. Развитием найденных тем стала картина «Женщины в саду» — триумф пленэрной живописи: светлые краски, легкость теней, свобода мазка — вот главные достоинства произведения. Это полотно — пример удачного сочетания жанровой сцены и пейзажа. Однако вскоре новаторство Моне cтановится ощутимым препятствием для признания его таланта у публики. Произведения плохо раскупаются, художнику грозит нищета. Появляется идея организовать выставку своих работ и произведений друзей, которую волею судеб отодвигает как неактуальную великая Коммуна – грозные дни революции в Париже. Опечаленный Моне уезжает в Гавр. Начинает писать дробными мазками – так зарождалась основа будущей техники импрессионизма.

К.Моне. Женщины в саду
К.Моне. Женщины в саду


Затем состоялась непродолжительная поездка в Англию, важная для его художественного развития — он увидел оригиналы Уильяма Тернера и Джона Констебль, крупных мастеров пейзажа XIX века, стремившихся передать в своих ландшафтах состояние атмосферы. В ряде произведений конца 1860-х — начала 1870-х годов Моне предвосхищает будущие принципы своего творчества: наблюдает рефлексы на воде, нюансы окраски облаков, оттенки цвета в купах деревьев и среди полей. Его пейзаж в это время почти всегда «обжитой», фигурки людей мелькают в лугах, проходят по заснеженным провинциальным улочкам.

Аржантей, где он поселился в начале 1870-х годов, становится маленькой «столицей» импрессионизма. Туда приезжают его друзья, и в первую очередь — Эдуард Мане и Огюст Ренуар. Друг художников, коллекционер и торговец картинами Поль Дюран-Рюэль помогает, хотя и опасаясь скандала, организовать выставку 1874 года — первую знаменитую экспозицию импрессионистов. Она была и поражением, и триумфом крупнейших художников Франции.

Публика потешалась над их необычной манерой, и должно было пройти еще немало времени, чтобы она к ней «привыкла». Но с этого года начинается новая эра в искусстве, которая, собственно, длится и по настоящее время. О Моне говорят, пожалуй, еще больше, чем о его соратниках, невольно он становится лидером всего движения. К этому его обязывали не только личный талант, но темперамент борца за правое, как он считал, дело — в творчестве своем Моне был бескомпромиссен. Ему хотелось убедить общество, что его путь в искусстве – единственно правильный. И Моне решает быть до конца последовательным: все больше его привлекает избранный жанр – пейзаж.

С настойчивым вниманием художник следит за тончайшими изменениями цвета в природе, постоянно тренируя глаз. Дробные мазки превосходно передают все оттенки, и в них, чего и добивался мастер, тают четкие очертания предметов, легкая дымка обволакивает каждый объект изображения, в глазах зрителя сочетания тонких нюансов сливаются в единый живописный образ. Моне, как и его друзья, открыл закон оптического смешения красок при восприятии: тени стали легкими, прозрачными, цветными. Светло-оранжевые, охристые, голубые и зеленые тона, обычно «спорящие» друг с другом, стали легко сочетаться, создавая ощущение уплотнённого светом пространства. В который раз художник обращается к видам любимого Парижа. Кажется, что город понимается им «интерьерно», как обжитое пространство для человека, который словно случайно выглянул в окно.

К.Моне. Вокзал Сен-Лазар
К.Моне. Вокзал Сен-Лазар


В 1877 — 1878 годах Клод Моне создает восхитительную серию картин, посвященную видам вокзала Сен-Лазар. С подлинным вдохновением и только ему ведовением и силой xудожественного преображения натуры художник добивается ослепительной свежести палитры. Вроде бы он представляет одинаковые мотивы (прибытие поезда, стеклянные крыши вокзала, сутолоку на перроне, маневры на подъездных путях), однако каждый раз находит продуманное разрешение живописных проблем — пар и дым, борьба света и тени. С этих пор все безоговорочно признают Моне главой школы импрессионистов.

К.Моне. Вокзал Сен-Лазар
К.Моне. Вокзал Сен-Лазар


И вот что удивительно, этот самый «импрессионист из импрессионистов» не до конца удовлетворен своими художественными открытиями. Он хочет исследовать собственные живописные опыты до мыслимого предела. Ему начинают подражать даже друзья, однако дух непреклонности, который был у Моне с детства, ведет его дальше и дальше. Вскоре, к середине 1880-х, годов, группа импрессионистов распадается, каждый пошел своим путем исканий, некоторые стали оглядываться на традиции искусства предшествовавших веков, другие сблизились с молодым поколением новаторов Жоржем Сера и Полем Гогеном. О Моне продолжают говорить, к нему пришел успех, картины охотно раскупаются не только французскими коллекционерами, но и за рубежом. В 1883 году Дюран-Рюэль делает персональную выставку художника. Многих интригует, что подвижная и светоносная атмосфера словно дематериализует реальные объекты изображения деревья, дома, скалы. Невольно приходилось задавать вопрос: что же будет дальше?

В это время Моне переезжает в Живерни. Быть может, ему и жалко, что он оказался так далеко от Парижа, но чувство личной свободы побеждает. Отшельником в далеком Эксе живет и другой крупный мастер того времени - Поль Сезанн. В Живерни Моне остается до конца жизни, интенсивно работает, разводит собственный сад, нанимает лодки, чтобы, впрочем, как и раньше, писать берега рек в легкой дымке. Неоднократно выезжает на север Франции.

И вот ему в голову приходит счастливая мысль — создать серию картин с изображением собора в Руане. С тем же мастерством, с которым он фиксировал тончайшие оттенки красок на скалах Бель Иль сюр Мер, художник начинает запечатлевать на холстах то пасмурную, то ясную погоду, с удивительной фантазией преобразующую виды фасада знаменитого кафедрала. Для того, чтобы написать серию, художник снимает комнату в расположенном поблизости домике на маленькой площади перед собором. Он снова чувствует, что находится «в рабочем настроении».

К.Моне. Собор в Руане на восходе К.Моне. Собор в Руане в полдень

Клод Моне. Собор в Руане

Серия, которая создавалась в 1892 — 1893 годах, показана у Дюран-Рюэля. Пресса поддерживает художника, авторитетные символисты, завладевшие вниманием публики, и среди них Стефан Малларме, признают гениальность мастера. Кажется, собор «просыпается» и «засыпает» с восходом и заходом солнца, лучи которого играют, переливаясь на старых камнях. Главное — борьба холодных и теплых тонов. Художник много работал над этим циклом (далеко не все картины были написаны с натуры), и ему вовсе не хотелось воссоздать «портрет» знаменитого памятника архитектуры, романтическое увлечение средними веками художнику чуждо. В сложной технике многослойного письма с плотной фактурой Моне пытается заставить как бы засветиться каждый атом материи. Такой оптический образ по-своему поэтичен: магия творящего света оживляет все формы.

К.Моне. Собор в Руане на восходе К.Моне. Собор в Руане на восходе

Клод Моне. Собор в Руане

Художник придавал своей работе большое значение: все картины были развешаны согласно разработанной им самим программе. Дискуссии вокруг серии — эпоха в выяснении новых художественных вкусов. И Моне прекрасно понимал это. Если импрессионизм и был «поздним», хотя при его постоянной молодости это трудно даже себе представить, то в творчестве Клода Моне подобный стиль достиг совершенства. Он вдохновлял не только друзей, но и позже тех, кто вряд ли смог называться таковыми, а именно творцов абстрактной живописи Кандинского, Малевича, Поллока.

Творческий путь Моне был долог. Когда он завершался, взошли звезды новой школы ХХ века – Пабло Пикассо и Анри Матисса. Но не стоит забывать, что все они признавали его подлинным новатором, пусть и не до конца принимая его «пейзажизм» в восприятии современного мира. Последние работы Моне — чистый миф света. «Водный пейзаж», «Нимфеи», «Кувшинки» — вот что волновало воображение стареющего мастера, работающего в Живерни,— все они свидетельство постоянной влюбленности в истинную красоту природы.

В. Турчин, кандидат искусствоведения



Далее: Анри Руссо. «Поэт и Муза»

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Клод Моне. Чистый миф света  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта