Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом». Мифологический сюжетКак многие пейзажи Пуссена, «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» был создан на мифологический сюжет, взятый из восьмой песни «Энеиды» Вергилия, где рассказывается о том, как сын Вулкана, огнедышащий великан Какус, похитил у Геркулеса быков и спрятал в пещере Авентинского холма. Но Геркулес, вступив в единоборство с Какусом, победил его и сбросил тело чудовища с вершины холма. Приводим отрывок из V главы «Энеиды», в которой аркадийский царь Эванд рассказывает Энею один из героических эпизодов легендарной истории Древнего Рима: «Прежде всего посмотри на этот утес с нависшими скалами, как эти груды разбросаны вдалеке; взгляни на это необитаемое жилище в горе, какое огромное крушение потерпели эти скалы. Здесь была пещера, вдавшаяся большими углублениями и недоступная лучам солнца; ее обитало ужасное чудовище - получеловек Какус, и всегда земля теплилась от недавнего убийства... Наконец на наши просьбы время принесло нам помощь и прибыл бог; ибо Геркулес, великий каратель преступлений, гордясь убийством Гериона и вооружением, снятым с него. .. появился у нас и гнал по этой дороге, как победитель, огромных быков; эти быки занимали долину и берега реки. Но Какус, взбешенный фуриями, боясь, чтобы какое-нибудь преступление или хитрость не остались неиспытанными или несовершенными, похищает с пастбища четырех быков замечательной красоты и столько же телок... и, боясь, чтобы не было каких-нибудь следов от ступавших вперед ног, он потащил их за хвосты в свою пещеру и скрыл похищенных в мрачных скалах... Между тем, когда уже сын Амфитриона угонял с пастбища свои сытые стада... быки начали мычать, и весь лес наполнился их жалобами. Одна из коров отозвалась и замычала в огромной пещере и, хотя спрятанная, обманула надежды Какуса. Но тогда негодование запылало с бешенством в мрачной груди Геркулеса; он хватает рукою оружие и палицу... и бегом стремится на вершину превысокой горы. Наши в первый раз увидели Какуса в страхе... он тотчас же убегает быстрее Эвра и достигает пещеры... Как только он заперся и, разорвавши цепи, низверг огромную скалу... как появился Тиррентский герой, вне себя от гнева... Трижды, пылая гневом, он обходит всю Авентинскую гору, трижды он напрасно старается сломить каменные пороги и трижды он садится, утомленный, в долине. Острый утес подымался крутыми скалами со всех сторон, возвышаясь на хребте пещеры; весьма высокий на вид - жилище, удобное для гнезд страшных птиц. Наклоненный вперед своей вершиной, он выдавался влево на реку, а Геркулес потряс его, напирая с противоположной правой стороны, отломал его, оторвав от самых глубоких корней, и вдруг толкнул; от этого толчка огласилось обширное небо, лопнули берега, и испуганная река потекла обратно. Но пещера и огромное жилище Какуса сделались открытыми, и темные пещеры сделались видны глубоко, подобно тому, как если бы земля, разверзшись глубоко вследствие какой-то силы, открыла подземные жилища и обнажила свое бледное царство, ненавистное богам... Геркулес поражает стрелами сверху Какуса, ревущего необыкновенным образом... теснит его ветками и огромными камнями... А он... извергает из своей пасти густой дым... и окутывает свое жилище темным туманом, смешивая мрак с огнем. Тогда он (Геркулес) охватывает во мраке Какуса... обвивает его как бы узлами и, держась за него, сжимает его выдавленные глаза и останавливает кровь в его высохшем горле. Тотчас открывается его мрачное жилище... и уведенные коровы и добыча... все это представляется глазам, и обезображенный труп Какуса вытаскивают за ноги. С тех пор празднуется это торжество в честь Геркулеса, и наши потомки с радостью охраняют этот день» .
Миф используется художником не только как материал повествования, сообщающий пейзажу ретроспективный характер и придающий ему идеальный героический аспект. Битва могучих великанов, проходящая на фоне драматических коллизий природы, воспринимается как пластически образное выражение закона мироздания, олицетворение борьбы его стихий, как символ торжества разумности и порядка над стихийными силами хаоса. Мертвый Какус, падая вниз, сливается с горой, как бы постепенно исчезает, растворяясь в ней. Мысль о единстве и вечности природы, взаимопревращении материи Пуссен последовательно проводит в своем пейзаже, воплощая ее в единстве тонального колорита, основанного на сочетании золотисто-коричневых и голубовато-зеленых тонов; в сходстве и аналогиях природных форм (подобно клубящимся облакам, круглятся пышные кроны деревьев, согласуются между собой пирамидальные вершины деревьев, гор и холмов), а также в образе могучего дерева на утесе, утратившего ветви в борьбе со стихиями и вновь проросшего молодыми побегами,- живом свидетельстве столкновений природных сил, их разрушительной и созидательной энергии, олицетворении непрерывного исчезновения и возвращения жизни.
Далее: Мир героев и божеств
| Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Мифологический сюжетМир героев и божествТема круговорота жизниПоздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе» | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |