Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

«Деисус» из церкви Николы. XIII век

Самым ранним псковским памятником в собрании Русского музея является икона «Деисус». Происходит она из церкви Николы «от Кожи» в Пскове, куда попала из более древнего храма. В 1926 году икона была вывезена из Пскова экспедицией Русского музея.

Особенности исполнения, характер композиции позволяют отнести создание этого произведения к первой половине XlV столетия, времени формирования псковской школы. В пластической разработанности фигур, структуре драпировок, их рисунке, мягкой моделировке ликов чувствуется основательное знание художником образцов как византийской живописи XII-XIII веков, так и домонгольского искусства Руси.

Деисус. Псков, XIII век
Деисус
Псков, XIII век. 140*110 см
Государственный Русский музей


Центральная фигура Спаса, восседающего на престоле с раскрытым Евангелием, значительно увеличена по сравнению с фигурами предстоящих Богоматери и Иоанна Предтечи. Зрителя притягивает мерцающий блеск ассистов – тонких золотых линий, сплошной сеткой покрывающих изображение. Ассист – символ небесной святости, отблеск божественного света. У псковских иконописцев он превращается в особый художественный прием. Широко используя его в трактовке одеяний, они придавали иконам характер, свойственный произведениям только этого центра, создавали впечатление величия и царственности. Сумрачность колорита, в котором преобладают зеленые, красно-коричневые краски, были рассчитаны на полутемный храм, освещенный свечами. И при их неярком косом свете таинственно переливались золотые нити ассиста, загорались «драгоценные камни» и «жемчуга» на престоле Спаса.

Композиция трехфигурного деисуса сложилась в восточнохристианской искусстве в Xl веке. Само слово «деисус» греческого происхождения и означает моление, предстояние. На Руси так назывался ряд икон (или одна икона), где в центре изображался Спас Вседержитель, а по сторонам обращенные к нему Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие святые, расположенные в строгой иерархической последовательности. Вся композиция воплощала идею заступничества, моления за людей.

Серебряные венцы для иконы были сделаны в XIV веку, басма — в XVI столетии.

Далее: Сошествие во ад с деисусом и избранными святыми (Псков, XVв.)

 →  Главная  → Иконы   → Псковские письма   → Деисус из церкви Николы (Псков, XIIIв.)  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаДеисус из церкви Николы (Псков, XIIIв.)Сошествие во ад с деисусом и избранными святыми (Псков, XVв.)Великомученик Димитрий Солунский (Псков, XVв.)Сошествие во ад с избранными святыми (Остров, XVIв.)Иконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта