Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

«Сошествие во ад (Воскресение Христово) с деисусом и избранными святыми». XV век.

Изображение на иконе «Сошествие во ад» полно драматизма и напряженности. Икона посвящена важнейшему событию евангельской истории — Воскресению Христа. Источниками иконографии этого сюжета послужили апокрифические сочинения: Никодимово Евангелие, «Слово о сошествии Иисуса Христа во ад», богослужебные тексты, псалмы, и пророчества Ветхого Завета.

Сошествие во ад (Воскресение Христово) с деисусом и избранными святыми. Псков, XV век
Сошествие во ад (Воскресение Христово) с деисусом и избранными святыми
Псков, XV век. 66*82 см
Государственный Русский музей


Христос в красных одеждах, символизирующий мученичество, изображен на фоне вытянутой миндалевидной мандорлы — «божественной славы» — и является смысловым центром композиции. Он попирает ногами врата ада и помогает подняться Адаму и Еве. Все три фигуры приближены к зрителю, силуэты их образуют устойчивый треугольник. По сторонам Христа тесные группы ветхозаветных пророков и праотцев, по легенде, предсказавших это событие. Среди них библейские цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча, Захария, Моисей, Авель и Аарон.

Основная мысль праздника — победа Христа над адом и смертью — соединяется здесь с темой страдания и скорби людей, их страхом перед его непостижимым и таинственным воскресением.

Интересной особенностью иконы является поясной деисусный чин в верхней ее части. В центре, на месте Христа, против всех правил канона, изображен Никола. Этот византийский святой, живший в IV веке, почитался на Руси наравне со Спасом и Богоматерью, что, видимо, и послужило причиной такого изображения. Позволить себе подобную иконографическую «вольность» могли только псковские иконописцы.

Совмещение на одной доске двух композиций отражает их представление о мире и Вселенной. Икона мыслится как микрокосм, где сосуществуют земное и небесное, реальное событие и его символическое объяснение. Так деисусный чин на иконе воспринимался как прообраз грядущего Страшного Суда, напоминая о неминуемых карах и страданиях, а Воскресение Христа — о всеобщей надежде на прощение и спасение.

Здесь в полную силу проявились все основные свойства и особенности псковской живописи. Пронзительные резкие пробела на одеждах святых, энергичная манера письма, яркие блики, подобно вспышкам света, освещали лица. Кажется, в них концентрируется вся духовная энергия. Такая сила эмоционального воздействия доступна лишь великим мастерам и высокому искусству.



Далее: Великомученик Димитрий Солунский (Псков, XVв.)

 →  Главная  → Иконы   → Псковские письма   → Сошествие во ад с деисусом и избранными святыми (Псков, XVв.)  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаДеисус из церкви Николы (Псков, XIIIв.)Сошествие во ад с деисусом и избранными святыми (Псков, XVв.)Великомученик Димитрий Солунский (Псков, XVв.)Сошествие во ад с избранными святыми (Остров, XVIв.)Икона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта