Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
«Деисус» из церкви Николы. XIII векСамым ранним псковским памятником в собрании Русского музея является икона «Деисус». Происходит она из церкви Николы «от Кожи» в Пскове, куда попала из более древнего храма. В 1926 году икона была вывезена из Пскова экспедицией Русского музея. Особенности исполнения, характер композиции позволяют отнести создание этого произведения к первой половине XlV столетия, времени формирования псковской школы. В пластической разработанности фигур, структуре драпировок, их рисунке, мягкой моделировке ликов чувствуется основательное знание художником образцов как византийской живописи XII-XIII веков, так и домонгольского искусства Руси.
Центральная фигура Спаса, восседающего на престоле с раскрытым Евангелием, значительно увеличена по сравнению с фигурами предстоящих Богоматери и Иоанна Предтечи. Зрителя притягивает мерцающий блеск ассистов – тонких золотых линий, сплошной сеткой покрывающих изображение. Ассист – символ небесной святости, отблеск божественного света. У псковских иконописцев он превращается в особый художественный прием. Широко используя его в трактовке одеяний, они придавали иконам характер, свойственный произведениям только этого центра, создавали впечатление величия и царственности. Сумрачность колорита, в котором преобладают зеленые, красно-коричневые краски, были рассчитаны на полутемный храм, освещенный свечами. И при их неярком косом свете таинственно переливались золотые нити ассиста, загорались «драгоценные камни» и «жемчуга» на престоле Спаса. Композиция трехфигурного деисуса сложилась в восточнохристианской искусстве в Xl веке. Само слово «деисус» греческого происхождения и означает моление, предстояние. На Руси так назывался ряд икон (или одна икона), где в центре изображался Спас Вседержитель, а по сторонам обращенные к нему Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие святые, расположенные в строгой иерархической последовательности. Вся композиция воплощала идею заступничества, моления за людей. Серебряные венцы для иконы были сделаны в XIV веку, басма — в XVI столетии.
Далее: Сошествие во ад с деисусом и избранными святыми (Псков, XVв.)
| Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаДеисус из церкви Николы (Псков, XIIIв.)Сошествие во ад с деисусом и избранными святыми (Псков, XVв.)Великомученик Димитрий Солунский (Псков, XVв.)Сошествие во ад с избранными святыми (Остров, XVIв.)Иконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров Модернизация Линии производства молока. | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |