Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

«Сошествие во ад (Воскресение Христово) с деисусом и избранными святыми». XV век.

Изображение на иконе «Сошествие во ад» полно драматизма и напряженности. Икона посвящена важнейшему событию евангельской истории — Воскресению Христа. Источниками иконографии этого сюжета послужили апокрифические сочинения: Никодимово Евангелие, «Слово о сошествии Иисуса Христа во ад», богослужебные тексты, псалмы, и пророчества Ветхого Завета.

Сошествие во ад (Воскресение Христово) с деисусом и избранными святыми. Псков, XV век
Сошествие во ад (Воскресение Христово) с деисусом и избранными святыми
Псков, XV век. 66*82 см
Государственный Русский музей


Христос в красных одеждах, символизирующий мученичество, изображен на фоне вытянутой миндалевидной мандорлы — «божественной славы» — и является смысловым центром композиции. Он попирает ногами врата ада и помогает подняться Адаму и Еве. Все три фигуры приближены к зрителю, силуэты их образуют устойчивый треугольник. По сторонам Христа тесные группы ветхозаветных пророков и праотцев, по легенде, предсказавших это событие. Среди них библейские цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча, Захария, Моисей, Авель и Аарон.

Основная мысль праздника — победа Христа над адом и смертью — соединяется здесь с темой страдания и скорби людей, их страхом перед его непостижимым и таинственным воскресением.

Интересной особенностью иконы является поясной деисусный чин в верхней ее части. В центре, на месте Христа, против всех правил канона, изображен Никола. Этот византийский святой, живший в IV веке, почитался на Руси наравне со Спасом и Богоматерью, что, видимо, и послужило причиной такого изображения. Позволить себе подобную иконографическую «вольность» могли только псковские иконописцы.

Совмещение на одной доске двух композиций отражает их представление о мире и Вселенной. Икона мыслится как микрокосм, где сосуществуют земное и небесное, реальное событие и его символическое объяснение. Так деисусный чин на иконе воспринимался как прообраз грядущего Страшного Суда, напоминая о неминуемых карах и страданиях, а Воскресение Христа — о всеобщей надежде на прощение и спасение.

Здесь в полную силу проявились все основные свойства и особенности псковской живописи. Пронзительные резкие пробела на одеждах святых, энергичная манера письма, яркие блики, подобно вспышкам света, освещали лица. Кажется, в них концентрируется вся духовная энергия. Такая сила эмоционального воздействия доступна лишь великим мастерам и высокому искусству.



Далее: Великомученик Димитрий Солунский (Псков, XVв.)

 →  Главная  → Иконы   → Псковские письма   → Сошествие во ад с деисусом и избранными святыми (Псков, XVв.)  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаДеисус из церкви Николы (Псков, XIIIв.)Сошествие во ад с деисусом и избранными святыми (Псков, XVв.)Великомученик Димитрий Солунский (Псков, XVв.)Сошествие во ад с избранными святыми (Остров, XVIв.)Иконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта