Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Анри Матисс. Творчество 1940-х годовВ конце 30-х - начале 40-х годов на долю Матисса выпало немало суровых испытаний. Особенно тяжело художник переживал события военных лет и оккупацию Франции, разлуку с близкими. Отзвуки этих настроений заметны в некоторых картинах Матисса тех лет, в том числе и в натюрморте «Раковина на черном мраморе». В мае 1940 года Матисс уехал из Парижа, и после длинного и трудного передвижения по оккупированной Франции в августе того же года приехал в Ниццу, где прожил до июня 1943-го, после чего уехал в Ване. В Ницце, в мастерской в бывшем отеле «Режина», где художник имел квартиру, написаны картины «Спящая» («Мечта», осень 1940-го), «Румынская блуза» (закончена в октябре 1940-го), «Натюрморт с магнолией» (декабрь 1941-го) и др. Эти картины различны по настроению, одни драматичны, другие ликующе-радостны. Но каждая из них - шедевр, свидетельствующий о том, что Матисс переживал тогда время большого творческого подъема. Словно вопреки жизненным невзгодам и болезни Матисс не только не оставляет работы, но создает в 40-е годы выдающиеся произведения в области живописи, графики, искусства книги. Только в первой половине 40-х годов кроме уже названных полотен он заканчивает великолепную серию рисунков под названием «Темы и вариации» , оформляет книги «Избранная любовная лирика» Ронсара, «Поэмы» Карла Орлеанского, работает над иллюстрациями к «Пасифае» Монтерлана, над вырезками из цветной бумаги, окрашенной гуашью, составившими впоследствии серию «Джаз». Уместно вспомнить здесь, что эпиграфом к одной из глав своей книги «Анри Матисс» Луи Арагон выбрал следующие слова Дюма: «И, несмотря на двадцать семь лет Пелопонесской войны, более того, на всем протяжении этих двадцати семи лет не переставали соперничать между собой Софокл, Евфорион и Еврипид - каждый из них создал свою «Медею», и премию получил Еврипид, увидели сцену «Вакханки», «Фениса», «Эдип», «Антигона», «Электра», постановка которых обошлась дороже, чем война с персами. Наконец, Аристофан показал «Ос», «Облака» и «Ахарнян». Не отставали и другие виды искусства». Эпиграф предваряет главу книги «Матисс во Франции», написанную Арагоном в 1942 году и опубликованную год спустя в качестве вступления к альбому замечательных рисунков Матисса «Темы и вариации». В них нет и намека на происходящие в это время события, но их значение от этого не умаляется; эти рисунки - в числе прекраснейших ТЕорений искусства нашего времени. В творчестве Матисса 40-х годов натюрморт занимает важное место. Характер многих матиссовских полотен этого жанра приобретает новые, ранее не свойственные его творчеству черты драматизма. Они проявляются прежде всего в выборе и сопоставлении предметов, в композиционном, линейном, живописном строе картины. Чувство внутреннего напряжения возникает оттого, что предметы в его натюрмортах часто словно наделяются одушевленными чертами и вступают в диалог между собой, с персонажами картины, со зрителем. По верному замечанию Арагона, у Матисса собственная «палитра предметов». Он выбирает для своих картин только необходимые ему модели и предметы, он никогда не пишет просто так, случайно. «Матисс не может обойтись без натуры. Напротив, он всегда тщательно выбирает свою модель. Разве не скажет он раздосадованно о девушке, с которой сделал столько рисунков, сколько звезд на небе, что вот теперь она уезжает и с ее отъездом для него иссякает некий источник вдохновения? Пройдитесь по этим комнатам в Симие, где полно вещей, тканей, мраморных столешниц, цветных драпировок, вошедших в картины мастера: здесь прежде всего поражает отбор, и именно о нем следует задуматься, чтобы понять, к чему стремится Матисс. Вот его подлинная палитра, палитра объектов, с которыми случай, досуг, мысль художника ведут нескончаемую игру до тех пор, пока внезапно не проявится искомое соотношение между глазом и столом, между листом и женщиной, и тогда, отбросив все остальное, художник запечатлевает его навечно. Палитра объектов - нечто совсем иное, чем палитра красок. Она ближе к словесной палитре, которой владеют поэты». Далее: Создание картины
| Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»Творчество Матисса 1940-х годовСоздание картиныЖизнь картины | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |