Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Анри Матисс. Творчество 1940-х годов

В конце 30-х - начале 40-х годов на долю Матисса выпало немало суровых испытаний. Особенно тяжело художник переживал события военных лет и оккупацию Франции, разлуку с близкими. Отзвуки этих настроений заметны в некоторых картинах Матисса тех лет, в том числе и в натюрморте «Раковина на черном мраморе».

В мае 1940 года Матисс уехал из Парижа, и после длинного и трудного передвижения по оккупированной Франции в августе того же года приехал в Ниццу, где прожил до июня 1943-го, после чего уехал в Ване.

В Ницце, в мастерской в бывшем отеле «Режина», где художник имел квартиру, написаны картины «Спящая» («Мечта», осень 1940-го), «Румынская блуза» (закончена в октябре 1940-го), «Натюрморт с магнолией» (декабрь 1941-го) и др.

Эти картины различны по настроению, одни драматичны, другие ликующе-радостны. Но каждая из них - шедевр, свидетельствующий о том, что Матисс переживал тогда время большого творческого подъема.

Словно вопреки жизненным невзгодам и болезни Матисс не только не оставляет работы, но создает в 40-е годы выдающиеся произведения в области живописи, графики, искусства книги. Только в первой половине 40-х годов кроме уже названных полотен он заканчивает великолепную серию рисунков под названием «Темы и вариации» , оформляет книги «Избранная любовная лирика» Ронсара, «Поэмы» Карла Орлеанского, работает над иллюстрациями к «Пасифае» Монтерлана, над вырезками из цветной бумаги, окрашенной гуашью, составившими впоследствии серию «Джаз».

Уместно вспомнить здесь, что эпиграфом к одной из глав своей книги «Анри Матисс» Луи Арагон выбрал следующие слова Дюма: «И, несмотря на двадцать семь лет Пелопонесской войны, более того, на всем протяжении этих двадцати семи лет не переставали соперничать между собой Софокл, Евфорион и Еврипид - каждый из них создал свою «Медею», и премию получил Еврипид, увидели сцену «Вакханки», «Фениса», «Эдип», «Антигона», «Электра», постановка которых обошлась дороже, чем война с персами. Наконец, Аристофан показал «Ос», «Облака» и «Ахарнян». Не отставали и другие виды искусства».

Эпиграф предваряет главу книги «Матисс во Франции», написанную Арагоном в 1942 году и опубликованную год спустя в качестве вступления к альбому замечательных рисунков Матисса «Темы и вариации».

В них нет и намека на происходящие в это время события, но их значение от этого не умаляется; эти рисунки - в числе прекраснейших ТЕорений искусства нашего времени.

В творчестве Матисса 40-х годов натюрморт занимает важное место. Характер многих матиссовских полотен этого жанра приобретает новые, ранее не свойственные его творчеству черты драматизма. Они проявляются прежде всего в выборе и сопоставлении предметов, в композиционном, линейном, живописном строе картины. Чувство внутреннего напряжения возникает оттого, что предметы в его натюрмортах часто словно наделяются одушевленными чертами и вступают в диалог между собой, с персонажами картины, со зрителем.

По верному замечанию Арагона, у Матисса собственная «палитра предметов». Он выбирает для своих картин только необходимые ему модели и предметы, он никогда не пишет просто так, случайно.

«Матисс не может обойтись без натуры. Напротив, он всегда тщательно выбирает свою модель. Разве не скажет он раздосадованно о девушке, с которой сделал столько рисунков, сколько звезд на небе, что вот теперь она уезжает и с ее отъездом для него иссякает некий источник вдохновения? Пройдитесь по этим комнатам в Симие, где полно вещей, тканей, мраморных столешниц, цветных драпировок, вошедших в картины мастера: здесь прежде всего поражает отбор, и именно о нем следует задуматься, чтобы понять, к чему стремится Матисс.

Вот его подлинная палитра, палитра объектов, с которыми случай, досуг, мысль художника ведут нескончаемую игру до тех пор, пока внезапно не проявится искомое соотношение между глазом и столом, между листом и женщиной, и тогда, отбросив все остальное, художник запечатлевает его навечно. Палитра объектов - нечто совсем иное, чем палитра красок. Она ближе к словесной палитре, которой владеют поэты».



Далее: Создание картины

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»   → Творчество Матисса 1940-х годов  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»Творчество Матисса 1940-х годовСоздание картиныЖизнь картины




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта