Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Анри Матисс. Творчество 1940-х годов

В конце 30-х - начале 40-х годов на долю Матисса выпало немало суровых испытаний. Особенно тяжело художник переживал события военных лет и оккупацию Франции, разлуку с близкими. Отзвуки этих настроений заметны в некоторых картинах Матисса тех лет, в том числе и в натюрморте «Раковина на черном мраморе».

В мае 1940 года Матисс уехал из Парижа, и после длинного и трудного передвижения по оккупированной Франции в августе того же года приехал в Ниццу, где прожил до июня 1943-го, после чего уехал в Ване.

В Ницце, в мастерской в бывшем отеле «Режина», где художник имел квартиру, написаны картины «Спящая» («Мечта», осень 1940-го), «Румынская блуза» (закончена в октябре 1940-го), «Натюрморт с магнолией» (декабрь 1941-го) и др.

Эти картины различны по настроению, одни драматичны, другие ликующе-радостны. Но каждая из них - шедевр, свидетельствующий о том, что Матисс переживал тогда время большого творческого подъема.

Словно вопреки жизненным невзгодам и болезни Матисс не только не оставляет работы, но создает в 40-е годы выдающиеся произведения в области живописи, графики, искусства книги. Только в первой половине 40-х годов кроме уже названных полотен он заканчивает великолепную серию рисунков под названием «Темы и вариации» , оформляет книги «Избранная любовная лирика» Ронсара, «Поэмы» Карла Орлеанского, работает над иллюстрациями к «Пасифае» Монтерлана, над вырезками из цветной бумаги, окрашенной гуашью, составившими впоследствии серию «Джаз».

Уместно вспомнить здесь, что эпиграфом к одной из глав своей книги «Анри Матисс» Луи Арагон выбрал следующие слова Дюма: «И, несмотря на двадцать семь лет Пелопонесской войны, более того, на всем протяжении этих двадцати семи лет не переставали соперничать между собой Софокл, Евфорион и Еврипид - каждый из них создал свою «Медею», и премию получил Еврипид, увидели сцену «Вакханки», «Фениса», «Эдип», «Антигона», «Электра», постановка которых обошлась дороже, чем война с персами. Наконец, Аристофан показал «Ос», «Облака» и «Ахарнян». Не отставали и другие виды искусства».

Эпиграф предваряет главу книги «Матисс во Франции», написанную Арагоном в 1942 году и опубликованную год спустя в качестве вступления к альбому замечательных рисунков Матисса «Темы и вариации».

В них нет и намека на происходящие в это время события, но их значение от этого не умаляется; эти рисунки - в числе прекраснейших ТЕорений искусства нашего времени.

В творчестве Матисса 40-х годов натюрморт занимает важное место. Характер многих матиссовских полотен этого жанра приобретает новые, ранее не свойственные его творчеству черты драматизма. Они проявляются прежде всего в выборе и сопоставлении предметов, в композиционном, линейном, живописном строе картины. Чувство внутреннего напряжения возникает оттого, что предметы в его натюрмортах часто словно наделяются одушевленными чертами и вступают в диалог между собой, с персонажами картины, со зрителем.

По верному замечанию Арагона, у Матисса собственная «палитра предметов». Он выбирает для своих картин только необходимые ему модели и предметы, он никогда не пишет просто так, случайно.

«Матисс не может обойтись без натуры. Напротив, он всегда тщательно выбирает свою модель. Разве не скажет он раздосадованно о девушке, с которой сделал столько рисунков, сколько звезд на небе, что вот теперь она уезжает и с ее отъездом для него иссякает некий источник вдохновения? Пройдитесь по этим комнатам в Симие, где полно вещей, тканей, мраморных столешниц, цветных драпировок, вошедших в картины мастера: здесь прежде всего поражает отбор, и именно о нем следует задуматься, чтобы понять, к чему стремится Матисс.

Вот его подлинная палитра, палитра объектов, с которыми случай, досуг, мысль художника ведут нескончаемую игру до тех пор, пока внезапно не проявится искомое соотношение между глазом и столом, между листом и женщиной, и тогда, отбросив все остальное, художник запечатлевает его навечно. Палитра объектов - нечто совсем иное, чем палитра красок. Она ближе к словесной палитре, которой владеют поэты».



Далее: Создание картины

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»   → Творчество Матисса 1940-х годов  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»Творчество Матисса 1940-х годовСоздание картиныЖизнь картины




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта