Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе». Жизнь картиныПод впечатлением натюрморта «Раковина на черном мраморе» Т. Паллади написал с него вольную копию, а сам Матисс повторил композицию этого натюрморта в коллаже , используя другие цветовые соотношения: светло-коричневая раковина, темно-коричневый кофейник, белые с синим узором кувшин и чашка, зеленые яблоки на светлом фоне. На одной из фотографий, сделанных в декабре 1940 года в мастерской Матисса в Ницце, натюрморт «Раковина на черном мраморе» виден висящим на стене слева, а над ним висит исполненный с натюрморта коллаж из бумаги, окрашенной гуашью. Известно, что эта фотография была сделана Варианом Фраем, президентом Комитета американской помощи в Марселе, когда тот приезжал к Матиссу с предложением уехать из Франции в США, где художника ждал его сын Пьер. Матисс отказался. Основываясь на времени встречи В. Фрая с Матиссом и на сохранившейся фотографии, следует, видимо, датировать коллаж декабрем 1940-го, а не 1941 годом, как это принято в некоторых каталогах и монографиях. Созданию картины, как известно, предшествовали многочисленные рисунки пером и карандашом одной раковины, раковины с яблоками, чашки с блюдцем, кувшина. Большинство из них хранится в архиве семьи художника в Париже. В ГМИИ хранится перовой рисунок раковины , являющийся подготовкой к будущей картине. Интересно, что отдельные предметы, изображенные в натюрморте «Раковина на черном мраморе», часто появляются в картинах и рисунках Матисса и после окончания натюрморта, но, пожалуй, никогда больше они не были трактованы художником с таким драматизмом. Начиная с 1945 года натюрморт «Раковина на черном мраморе» фигурировал на многих выставках, из которых следует особенно отметить выставку в Осеннем Салоне 1945 года в Париже, выставку произведений Матисса в США (в Филадельфии) в 1948 году, а также выставку 1953 года в галерее Тейта в Лондоне, где скульптура Матисса была показана в сопровождении трех картин с подготовительными этюдами и рисунками к ним. Важное место натюрморт занимал и на юбилейной выставке Матисса 1969 года в Москве и Ленинграде. Этот холст-один из самых проработанных и «выстраданных» у Матисса не случайно фигурирует в посвященном ему фильме как одно из любимых произведений художника. Высоко оценивает картину Луи Арагон: «Наступает год сороковой. Я выбираю три картины этого года, которые являются отражением драмы личной и драмы французской. Это «Молодая девушка, желтое кресло», принадлежавшая Сомерсету Моэму в его доме в Кап-Ферра, и два натюрморта: «Натюрморт с раковиной» и «Рождественские розы и устрицы». Дар московскому музеюДолгое время натюрморт «Раковина на черном мраморе» оставался у художника. В октябре 1952 года Матисс подарил это полотно Л. Н. Делекторской, своему секретарю и неизменной помощнице, по случаю двадцатилетия ее работы у него. В тексте дарственной (на обороте фотографии картины) Матисс написал: «Фотография картины «Раковина», которую я дарю Лидии Делекторской в благодарность и в связи с двадцатилетием ее преданной и верной мне службы, внесшей такой вклад в мое творчество и так дополнившей его. А. Матисс 13 октября 1952» 28 В 1956 году Л. Н. Делекторская приняла решение принести картину в дар московскому музею. В письме директору Государственного Музея Нового западного искусства в Москве от 2 ноября 1956 года она писала: «Глубокоуважаемый господин директор, в архивах Вашего Музея Вы, наверное, можете найти следы моей переписки с Музеем в 1945 году. Я, будучи секретаршей-помощницей художника Анри Матисса (умершего в 1954 году), прислала тогда в Ваш Музей 8 купленных мной для этого его рисунков. Теперь я снова хотела бы увеличить коллекцию Вашего музея. С 1952 года мне принадежит картина Анри Матисса «Натюрморт с раковиной» 1940 года, подаренная им мне в 20-ю годовщину моей работы с ним. Я нахожу эту картину слишком большой художественной ценностью для того, чтобы она принадлежала лишь одному лицу. Ее место в Музее. И поэтому, если Московский Музей Нового западного искусства согласится принять от меня этот подарок, я буду очень рада и душевно удовлетворена, подарив эту картину стране, где я родилась». Вскоре после этого, в декабре 1956 года, в письме к К. Г. Паустовскому Л. Н. Делекторская писала: «Дорогой К. Г. Я в некотором отношении посылаю Вам подарок, без стеснения говоря, чудный. Мое намерение было, как полагается, завещать ее (то есть картину - Е. Г.) после моей смерти в Музей М. (Матисса.- Е.Г.). А потом решила какое же я имею право, право и по отношению к Мат. (Матиссу. -Е. Г.), и к миру на эти десятки лет запереть у себя почти только для себя эту вещь, которая за эти же десятки лет сможет порадовать сотни, тысячи, может быть, много тысяч людей. В этих размышлениях к окончательному решению меня подтолкнуло то, что Вы полюбили ее... Ну вот я ее уже подарила в Москву, и думаю, что она там скоро будет. Если хотите, я прошу Вас быть немножко ее моральным опекуном». В 1958 году картина А. Матисса «Раковина на черном мраморе» окончательно вошла в музейную коллекцию как дар Л. Н. Делекторской.
| Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»Творчество Матисса 1940-х годовСоздание картиныЖизнь картины | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |