Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида». Семантическая интерпретация

Приведенные выше наблюдения дают некоторые предварительные основания для семантической интерпретации. Уже динамическое членение формата, развернутое в контрастном сопоставлении ритмических групп, определяет характер семантического строя картины - семантику борьбы, в которой совершается волшебная метаморфоза героев. Рыцарь беззащитен, его грозное вооружение стало игрушкой маленького амура. Но и чародейка, усыпившая и лишившая рыцаря защиты, оказывается безоружной перед лицом юной красоты. Противостояние двух сил, их вражда и борьба переходят в свою противоположность при посредстве третьей: торжественно-мажорно звучит цвет, свет заполняет пространство изображения, из лесного мрака появляются сияющие фигурки крылатых детей (их вхождение в картинное пространство в целом совпадает с направлением светового потока) и вместе с ними вступает, нисходит на сцену главное действующее лицо - Любовь. Ее явление сродни вмешательству божества в финале античной трагедии (deus ex machna).

Употребление слова сцена

Употребление слова «сцена» в настоящем контексте выходит за пределы общепринятого фигурального выражения. Чередование и функции пространственных планов в картине Пуссена имеют прямую аналогию в организации театральной сцены: первый план - авансцена, второй - собственно сцена, третий - фоновая декорация (задник). Конструктивно взаимосвязанные, первый и третий планы оказываются сопоставленными и в семантическом отношении. Оба плана принадлежат пространству «обрамления» главного действия; в этом смысле - и только в этом - можно говорить об их «декоративной» функции (ср. лишенное «обрамления» изображение той же сцены в лондонском варианте картины). При этом мифологизированная репрезентация реки и ручья находит отголосок в группе третьего плана, которую легко соотнести с образом колесницы Гелиоса, устойчивым мотивом картин и рисунков Пуссена на мифологические сюжеты. Сцена из Тассо приобретает мифологический «ореол».

Речь, однако, должна идти не просто о сцене, представленной в мифологических «декорациях», но о смещении всего семантического плана, о переориентации поэтического сюжета на мифологический архетип.



Далее: Трактовки, геометрия и театральность

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»   → Семантическая интерпретация  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Традиции и тенденцииСюжет и композицияСемантическая интерпретация Трактовки, геометрия и театральностьНикола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта