Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Ривьер. «Дама с лирой». Жанр портрета в начале XIX века

Самый жанр произведения вполне характерен для рассматриваемого времени. Можно без преувеличения сказать, что портрет был для современников бичом художественных выставок, и критика жаловалась на это обстоятельство в стихах и прозе. Между 1791 и 1812 годами в Салоне было выставлено более семи тысяч портретов. Для сравнения можно привести следующие цифры: если для периода 1775-1789 годов портреты составляли в среднем четвертую часть выставленных произведений, то в эпоху Революции и Империи их процент возрос до сорока.

Подобной популярности жанра можно найти вполне убедительные объяснения. Прежде всего в защиту портрета выступает ряд теоретиков того времени. Если классицистическая теория относилась к портрету пренебрежительно, считая, что он «служит лишь тщеславию изображаемого и плохо вяжется с требованиями идеального», то среди сторонников «свободной антитезы» он находит защитников, приводящих различные доводы в его пользу. Некоторые утверждают, что «портрет требует большей искусности в композиции, чем это обычно думают». С нравственной же и политической точки зрения следует «поощрять портретную живопись». «Зачем запрещать художникам отдавать долг дружбе и благодарности», «воспевать добродетели, таланты, воспоминания, наконец, возбуждать соревнование потомков, изображая великих людей».

Роль эстетических доктрин была тогда существенной, и ни в какую иную эпоху теория искусства не была предметом такого внимания, источником такого сильного влияния на художников. С другой стороны, сильнейшим образом ощущалось давление публики, состав и вкусы которой изменились после революции 1789 года.

Интерес к искусству был в это время столь же сильным, сколь и всеобщим. Современники единодушно говорят о том, как усердно посещались выставки Салона. Наплыв бывал так велик, что «иногда от пыли ничего нельзя было рассмотреть», в некоторые залы можно было попасть «лишь с риском быть задавленным». В иные дни выставка представляла популярное место встреч, где появлялись все знаменитости и щеголи того времени. Но в обычные дни ее наполняла смешанная толпа, где «любитель сталкивался с мелким буржуа, ремесленником, лакеем и даже с селедочницами и носильщиками». То же самое наблюдалось и в музее.

Художники вынуждены были приноравливаться к этой публике, тонкие ценители искусства сетовали на перемены. «К несчастью,- писал Ландон в 1812 году,- число талантов, повелевающих любителями, очень невелико по сравнению с числом любителей, повелевающих талантами». Но и любители теперь были иными. Некоторое время они еще терпели под давлением моды и традиции «высокий исторический жанр», «римскую» и «греческую» культуру классицизма, но уже мечтали о том, чтобы освободиться от «греко-римского засилья». Широкая же публика вообще не имела более ключа для расшифровки этих античных «ребусов».

Теперь на первом месте оказался портрет, так как восприятие сходства изображения с моделью не требовало ни больших способностей, ни утонченной культуры зрителя. Всякий разбогатевший буржуа был рад повесить в своей гостиной или поставить на камине собственный портрет или портрет кого-либо из своих близких. Впрочем, в изучаемую эпоху тщеславие не было единственной причиной успеха портрета. В те времена хронических войн портрет был часто единственной возможностью сохранить облик близкого человека.

Подавляющее большинство появлявшихся тогда портретов можно разделить на несколько типов: семейные, портреты военных, великих людей, знаменитых красавиц, актеров, актрис, Наполеона и его семьи. Интересно также отметить наиболее типичные позы, в которых характеризовались портретируемые. В каждом Салоне встречались изображения мужчин, «сидящих за своим письменным столом», «работающих», «размышляющих», «читающих»; молодых девиц «с лирой в руках», «наигрывающих на гитаре», «настраивающих арфу», «за клавикордами», «рисующих», «пишущих красками». При портретировании детей зрителям демонстрировали их скороспелые таланты; женщины изображались «пишущими портрет мужа», «читающими письмо от него» или «ищущими на глобусе место, откуда пришло послание». Не менее частыми оказывались и более простые мотивы: женщина у окна или за туалетом.


О. В. Постникова



Далее: Вкусы эпохи

 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Ривьер. «Дама с лирой»   → Жанр портрета в начале XIX века  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Загадка художницыЖанр портрета в начале XIX векаВкусы эпохиМода эпохиКлод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта