Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаЦветовое богатство иконыЦветовое богатство иконы создается чередованием красного, охряно-желтого, разных оттенков синего и золота. Золото неба перетекает в золото семнадцати нимбов, сливающихся друг с другом; на синеве ореола выделяется золото нимба Христа и маленького нимба Души; золотой нимб усопшей Богоматери вырисовывается на красном фоне ложа, и, наконец, все это дополняется золотым поземом. Крупные утраты грунта с красочным слоем ослабляют красоту первоначального эффекта: уже не ощущается обширность золотого свободного пространства в правом нижнем углу иконы под ногами апостола Павла; яркое золотое пятно, оттенявшее справа голубой ореол и бывшее единственным просветом среди фигур, сияний и нимбов, из-за этих повреждений сейчас совсем не бросается в глаза. Наконец, обломанные и изъеденные жучком-древоточцем поля иконы своей нынешней темнотой залавливают средник, вносят в восприятие иконы гнетущее чувство. Между тем первоначально они были ровно вызолочены, судя по незначительному фрагменту позолоты, сохранившемуся слева, возле фигуры св. Петра. Поля того же цвета, что и фон, не только не замыкали икону, но раскрывали ее композицию в реальное пространство зрителя. Переливаясь через них, излучалась праздничность сошедшего с неба на землю золотого сияния. Надо отметить, что следы золота сохранились еще в нескольких местах иконы. Золотой орнамент некогда украшал две охряные горизонтальные полосы по краям ложа Богоматери; остатки золотой штриховки видны на красном подножии жаровни; золотой штриховкой (так называемым асистом) был покрыт охряный плащ Христа. Фигура Христа единственная во всей иконе не имеет пробелов и высветлений, их функцию выполнял асист. Вообще обилие золота мало свойственно иконам XV века; это черта более раннего стиля, вносящая в икону особую строгость. Пусть это не покажется опровержением только что сказанного о праздничном сиянии золота: ведь мы имеем дело с византийской праздничностью - ритуальной, церемонной, подчиненной этикету. Но, пользуясь традиционной символикой золота, иконописец вносит в «Успение» необычный смысловой оттенок. Как известно, золото было для византийцев символом истины и славы, непорочности и нетленности, оно ассоциировалось с библейским раем, с Христом и Богоматерью, с идеей очищения вещества (и человеческого сердца) в испытующем огне. Но как же иначе могли византийцы оценивать жизнь Девы Марии, ведь она считалась орудием искупления, спасения и очищения твари земной - своеобразного «освящения вещества»? В их представлении она была лестницей, соединившей землю с небом: «Радуйся, лествица небесная, ею же сниде бог»,- поется в Акафисте. И как иначе мог понимать средневековый зритель золотой позем иконы, как не само небо, сошедшее благодаря Марии на землю? Напомним, что в других иконах XV века позем обычно имеет сюжетно оправданную трактовку, под цвет земли, например в «Двенадцати апостолах» в ГМИИ он травянисто-зеленый. Далее: Красный цвет иконы
| Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаОсобенности композиционного решения иконыЦветовое богатство иконыКрасный цвет иконыНисхождение небес на землюВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |