Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Византийская икона «Успение Богоматери» XV века

Красный цвет иконы

Вторым по степени важности в «Успении» является красный цвет. Красное ложе, подчеркнутое золотом, горит как жар, развивая тему очистительного огня, сюжетно заявленную изображением жаровни и двух светильников со свечами. Светильники эти, написанные охрой, сейчас едва различимы, да и то лишь для зрителя, который знает по аналогии с другими иконами (например, эрмитажной), что они должны быть.

По легенде, перед смертью, узнав от ангела о ее приближении, Богоматерь затеплила возле ложа своего свечу; еще важнее для понимания колорита иконы то, что сама Богоматерь чаще всего сравнивалась со свечой, как, например, в Акафисте: «Светоприемную свещу, сущим во тме явльшуюся, зрим святую Деву, невещественный бо вжигающи огнь, наставляет божественному вся, зарею ум просвещающая».

Красный цвет, как бы бросая на левую часть иконы три небольших отблеска (розовая ткань на плече одного из апостолов, красные книги святых), справа поднимается по диагонали вверх (розовый цвет одеяния ангела справа от ореола, вишневое крыло другого ангела, интенсивно красные платы в группе жен у верхнего правого угла иконы). Ниже прослеживается другое диагональное развитие того же цвета: розовые плащи двух апостолов - четвертого и пятого, считая снизу. Звучание красного поддерживается охрой плащей апостола Петра и Христа.

С расстояния бросается в глаза, что от группы жен к голове Петра проходит некая диагональ, делящая икону на две зоны: в верхней (левой) преобладает золото, в нижней (правой) - красные и охряные тона. Внизу среди интенсивно красного выделяются темные одежды Богоматери, при ближайшем рассмотрении оказывающиеся пурпурными и синими с голубыми пробелами; вверху, среди золота,- ярко-красная крыша над густочерной и серо-голубой стенами дома, то есть те же тона, но как бы схематически разделенные. Все остальные тона в иконе - желтый в одежде левого ангела и плаще апостола Андрея справа (вторая фигура снизу), синий, отливающий, как и одежда Богоматери, то в пурпур, то в голубизну или в оливковый цвет,- воспринимаются уже как сравнительно нейтральные, переходные, безразличные тона, просто светлые и темные, хотя в пределах каждого небольшого участка иконы виртуозное чередование их художником создает богатые колористические созвучия и помогает акцентировать отдельные фигуры. Так, цветом выделен повернувшийся вправо апостол между двумя розовыми зонами.

Среди всего этого между красным и золотом глубокой прохладной голубизной царствует дуга окружающего Христа ореола. Он смотрится больше всего именно как дуга, как некая праздничная радуга, мост с земли на небо. Не намек ли это на обращение к Богоматери в Акафисте: «...радуйся, мосте, переводящий сущих от земли на небо»? Словно отсвет этого чистого голубого сияния - холодная голубоватость пробелов на всех фигурах иконы и голубые ленты в волосах ангелов.



Далее: Нисхождение небес на землю

 →  Главная  → Иконы   → Византийская икона «Успение Богоматери» XV века   → Красный цвет иконы  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаОсобенности композиционного решения иконыЦветовое богатство иконыКрасный цвет иконыНисхождение небес на землюВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта