Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Византийская икона «Успение Богоматери» XV века

Особенности композиционного решения иконы

«Успение» является первоклассным художественным произведением первой половины XV века, в нем ярко проявились основные стилистические черты константинопольской живописи этой поры как писал В. Н. Лазарев, его композиция «выдается своим беспокойным, живописным характером. Все фигуры склоняются к центру, как бы пригибаемые к земле порывом ветра, расположение фигур на различных уровнях вносит в композицию совершенно особое оживление».

Волнение, владеющее персонажами иконы, отличается просветленностью, мягкостью и лиризмом; общий эмоциональный тон иконы сродни «Умилению». Здесь нет, конечно, той напряженной экспрессии, которая появится в изображениях Успения в конце того же XV века (например, на обороте «Донской Богоматери».

Лица тонко разработаны в желтоватых и оливковых тонах, деликатно введена подрумянка в основном у крыльев носа. Художник живо разнообразит жесты и позы. Апостол Петр, задумчиво кадящий у изголовья Богоматери, слегка склонен; апостол позади него показан с жестом удивления; Иоанн в центре припал к изголовью, вглядываясь в лицо Богоматери и как бы прислушиваясь; св. Павел согбен в ногах ложа (это нечастая в византийском искусстве фигура в полный профиль); св. Андрей (в желтом плаще) обращается к Богоматери с прощальным поклоном; апостол, стоящий правее, простирает к ней руку как бы с вопросом, вторую руку задумчиво приложив к щеке; выше двое апостолов обмениваются мыслями по поводу происходящего, еще один апостол напряженно скосил взгляд в сторону зрителя. Как видим, взгляд, направленный из иконы вовне, служит уже не созданию иератического образа, как было до XV века, а, наоборот, оживлению рассказа.

Здесь, конечно, неправомерно отыскивать психологические характеристики персонажей на новоевропейский лад. Иконописец остается в пределах средневекового клишированного «психологизма», и жесты его персонажей не только знаки эмоций, но в еще большей степени композиционные линии, ведущие взгляд зрителя к главному в иконе. Но тенденцию к их разнообразию и ритмической свободе нельзя не отметить это характерная черта византийского стиля первой половины XV века.

Любопытно, что апостолы изображены, как и скорбящие женщины, без нимбов; между тем у двух персонажей в епископских одеждах (крестчатых омофорах), которых мы видим слева, есть нимбы. Это святители, по легенде, присутствовавшие при успении Богоматери (традиция передает на выбор не два, а целых три имени: Дионисий Ареопагит, Тимофей, Иерофей). Существовал догмат об ангелоподобности святителей, иногда святители даже изображались в «Успении» внутри «славы» Христа вместо ангелов.

Икона из собрания ГМИИ является, может быть, самым густонаселенным «Успением»: в ней представлено около сорока персонажей. Поистине изумительно мастерство иконописца, обеспечившего столь насыщенной композиции четкость и обозримость, избежавшего всякой запутанности. Наклон фигуры Христа и складки одежд апостолов Петра и Павла делают для зрителя легко ощутимыми обе диагонали иконы, ее структурный костяк. Средник ясно членится по ширине на четверти: в левой четверти все лица обращены вправо, плечо Богоматери отмечает как раз четверть ширины иконы и четверть ее высоты; на центральной оси находятся голова ангела, обращенного вправо, и душа Богоматери; на границе правой четверти иконы - угол ложа, голова апостола Павла и единственный в этой части изображения апостол, повернувшийся вправо. Все остальные лица повернуты на иконе влево. Иными словами, в своих основных чертах композиция следует простейшим членениям плоскости, обыгрывает ее оси и диагонали.

Причина замечательной ясности «Успения» та, что головы персонажей располагаются по вершинам и сторонам нескольких равнобедренных и даже равносторонних треугольников, которые, не будучи начерченными, все же легко схватываются взглядом.



Далее: Цветовое богатство иконы

 →  Главная  → Иконы   → Византийская икона «Успение Богоматери» XV века   → Особенности композиционного решения иконы  


Иконы Византийская икона «Успение Богоматери» XV векаОсобенности композиционного решения иконыЦветовое богатство иконыКрасный цвет иконыНисхождение небес на землюВизантийская икона «Благовещение» XV векаФеофан ГрекДионисийПсковские письмаИконы КаргопольяИкона «Святой Прокопий Устьянский». Русский Север, начало XVIII векаИконы Рыботыцких мастеров




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта