Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература Арткласс  
 

Фамильный ордынский дом Куманиных

Федор Достоевский знал фамильный ордынский дом Куманиных с детства. Через три десятилетия «перенесенный» писателем в Петербург дом первостатейных купцов-дворян со многими своими характерными чертами предстает в образе дома потомственного почетного гражданина Семена Парфеновича Рогожина, а затем и сыновей его - Парфена и Семена. До 1828 года в куманинском доме на Ордынке жила старшая сестра матери Ф. Достоевского, весьма возможно, что бывал он в доме и позже, до своего отъезда в Петербург в мае 1837 года.

Спустя 22 года в ноябре Ф. Достоевский, вернувшись из Сибири, на три дня наезжает в Москву.

Его возвращение совпадает с триумфом картины А. А. Иванова, о которой он знал еще в 40-х годах из книги Гоголя. «Явление Христа народу» наконец прибыло на родину художника. О ней спорят, превознося и порицая, пишут статьи и книги. Но ни в переписке, ни в записных книжках Ф. Достоевского нет имени Иванова. Не откликнулся он на картину и в своих с братом журналах. Однако картина не могла оказаться вне внимания писателя. Трактовка образа Христа, его жизни, его учения влекли Достоевского в 40-е годы и в трудах отцов церкви, и в «Жизни Иисуса» Д. Ф. Штрауса (оказавшей большое влияние на А. А. Иванова), в «Подлинном христианстве в следовании Иисусу Христу» Э. Кабе (обе на французском). Картиной Иванова могло быть отмечено начало нового этапа раздумий о замысле, который, казалось, должен осуществиться лишь через встречу писателя с «Мертвым Христом» Гольбейна. Свою роль в формировании героя нового романа сыграло и появление книги Э. Ренана (1863). Но, выясняя «иконографический контекст» образа, помеченного в записных книжках при работе над романом «Идиот» «князем-Христом», не забудем и об образе Мостарта.

Возвращаясь к тем дням начала ноября 1859 года, среди многих новостей, несомненно сообщенных Ф. Достоевскому, надо выделить историю, случившуюся в ордынском доме за год до его приезда. История была и свежей и громкой, о ней говорили в городе, она потребовала наконец вмешательства самого генерал-губернатора. Внешне тривиальная, составившая треугольник из младшего (Константина Константиновича) Куманина, жены его и - князя. Она, однако, сыграет роль в становлении сюжета (да только ли сюжета?) романа «Идиот», когда материал этой истории сомкнётся вдруг в сознании художника с деталями уголовного дела сына потомственного почетного гражданина Мазурина.

Не только само возвращение Достоевского из Сибири (он приезжал в Москву из Твери, где жил временно до разрешения поселиться в столицах), так же как и героя его, князя Мышкина, из Швейцарии в ноябре, но и возможная встреча в ордынском доме с самим К. К. Куманиным отразятся в романе «Идиот». С К. К. Куманиным - героем нашумевшей истории, теперь одним из тех, кто стал наследником торгового дома, пайщиком, акционером, «пробившим себе дорогу к довольству и почетному положению в обществе настолько, что не уронил значение фамилии». Человек близкий К. К. Куманину писал: «Наш кружок давит своим богатством»; «...в Москве чудят, особенно в нашем обществе; повсюду эгоизм и натянутость... Это такое общество, разве издали смотреть на него пригодно, а близко подходить рискованно-как раз спросят, много ли у вас денег, а у кого их мало, тому такое общество - чума». И в первый приезд нелегально, а затем в частые наезды в Москву Достоевскому раскроется реальность, отраженная им в петербургском мире романа «Идиот». Хронологически этот отрезок времени может быть помечен и датами жизни писателя: возвращение из Сибири (1859), отъезд за границу (1867) и такими событиями его духовной жизни, как чтением ренановской «Жизни Христа», встречами с «Явлением Христа народу» и «Мертвым Христом» Гольбейна.


Дом Куманиных на Ордынке. Вид во второй половине XX века



Далее: Московские реалии в романе «Идиот»

 →  Главная  → Литература и изобразительное искусство   → Живопись в романе Ф.М.Достовского «Идиот»   → Фамильный ордынский дом Куманиных  


Литература Живопись в романе Ф.М.Достовского «Идиот»Достоевский и картина Яна Мостарта «Се человек»Куманины. Из крестьян в дворяне.Фамильный ордынский дом КуманиныхМосковские реалии в романе «Идиот»След картины «Се человек» Мостарта в романе «Идиот»Иконографические прототипы романа «Идиот» Картины Гольбейна и Мостарта в романе «Идиот»Архитектура церкви Преображения на ОрдынкеСимволика зеленого цвета в романе «Идиот»Положительно прекрасный человекСовременные книги




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта