Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Иконографические прототипы романа «Идиот»

В творении Достоевского видятся сближения с миром картины Мостарта более значительные и бесспорные. На пороге романа только что появившийся в Петербурге князь трижды рассказывает о смертной казни. И каждый раз говорится о моменте, когда вынесен приговор, о переживаниях осужденного. В первом рассказе: «Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная и стало быть все это от душевного страдания. («.. .на лице умершего даже проглядывает страдание, как будто бы еще и теперь им ощущаемое», - говорит Ипполит), так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах, а что вот знаешь наверно, что вот через час, потом через десять минут, потом через полминуты, потом теперь, вот сейчас- душа из тебя вылетит, и что это уж наверно; главное то, что наверно».

Во втором рассказе: «Минут через двадцать прочтено было и помилование... но, однако же, в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут или по крайней мере четверть часа он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет». И дальше князь, продолжая беседу, говорит Аделаиде: «Действительно у меня мысль была, когда вы у меня сюжет для картины спрашивали, дать вам сюжет: нарисовать лицо приговоренного за минуту до удара гильотины.

- Как лицо? Одно лицо?-спросила Аделаида,- странный будет сюжет, и какая же тут картина?

- Не знаю, почему же-с жаром настаивал князь,- я в Базеле недавно одну такую картину видел. Мне очень хочется вам рассказать... Я когда-нибудь расскажу... очень меня поразила.

- О базельской картине вы непременно расскажите после, - сказала Аделаида».

Можно обратить внимание на слова князя из рассказа лакею: «По машине, гильотиной называется, тяжело, сильно...» - сравнив с «машиной», губящей «великое и бесценное существо» в рассказе Ипполита, но прервем текст Достоевского.

О героях Достоевского замечено: они «не говорят, а проговариваются». И больше: они, имея в виду нечто конкретное, рассказывают о нем до определенного предела, часто остается намек, то, что подразумевается, утаивается рассказчиком (сам писатель часто оставляет лишь мету реалии. И потому образ вселенского масштаба может иметь реалию с Ордынки).

Образ картины Гольбейна бродит в сознании князя. Встретившись в доме Рогожина с копией «Мертвого Христа», князь скажет: «Я эту картину за границей видел и забыть не могу», - а предлагая Аделаиде еще в начале романа нечто подобное базельской картине, заметит: «.. .очень меня поразила». Не Гольбейна ли с самого начала имеет в виду князь? Но в сюжете князя речь идет о лице приговоренного, а не казненного. Еще раз напомню слова Ипполита: «Это лицо человека только что снятого со креста, то есть сохранившее в себе очень много живого, теплого... так что на лице умершего даже проглядывает страдание, как будто бы еще и теперь им ощущаемое». Таким лицо было на кресте. Предлагая сюжет - лицо приговоренного, князь Мышкин не может вспомнить «очень его поразившее» лицо Христа Гольбейна со следами страдания, «как будто бы еще и теперь им ощущаемое». До Гольбейна, как уже говорилось, была встреча с лицом приговоренного к казни Христа Мостарта.

Картиной, на которой представлен мертвый Христос, заслонялась картина, на которой Христа ведут на казнь. Причем: «.. .человеком больше не будет, и что это уж наверно; главное то, что наверно». Несомненным оказывается то, что образ Христа в трактовке Мостарта является ступенью к «Мертвому Христу»: он «наверно» станет мертвым.

Продолжу оборванный мною разговор князя с Аделаидой: «А теперь растолкуйте мне картину из этой казни. Можете передать так, как вы это себе представляете? Как же это лицо нарисовать? Так, одно лицо? Какое же это лицо?

- Это ровно за минуту до смерти,- с полною готовностью начал князь, увлекаясь воспоминанием (о казни в Лионе, но «воспоминание» понимается шире) и, по-видимому, тотчас же забыв о всем остальном... священник протягивает крест, тот с жадностью протягивает свои синие губы и глядит, и, - все знает. Крест и голова - вот картина; лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу (князю «представляется» «картина из этой казни», тесно сгруппированная - одни лица, как у Мостарта) - все это можно нарисовать как бы на третьем плане, в тумане, для аксессуара... Вот какая картина».

Князь предлагает Аделаиде композицию виденной Достоевским картины. В его рассказах проступает иконографический прототип. Им передается не только пережитое самим Достоевским на Семеновском плаце (второй рассказ) или впечатления от виденной за границей казни (третий рассказ). Достоевский соотносит реальные впечатления с иконографическими, чем переводит их на иной,сакральный уровень.



Далее: Картины Гольбейна и Мостарта в романе «Идиот»

 →  Главная  → Литература и изобразительное искусство   → Живопись в романе Ф.М.Достовского «Идиот»   → Иконографические прототипы романа «Идиот»  


Литература Живопись в романе Ф.М.Достовского «Идиот»Достоевский и картина Яна Мостарта «Се человек»Куманины. Из крестьян в дворяне.Фамильный ордынский дом КуманиныхМосковские реалии в романе «Идиот»След картины «Се человек» Мостарта в романе «Идиот»Иконографические прототипы романа «Идиот» Картины Гольбейна и Мостарта в романе «Идиот»Архитектура церкви Преображения на ОрдынкеСимволика зеленого цвета в романе «Идиот»Положительно прекрасный человекСовременные книги




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта