Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Куманины. Из крестьян в дворяне.

Чтобы определить место образу картины в предыстории великого романа, необходимо сказать о людях, на чьи средства возводились церковь Преображения и алтари двух приделов трапезной, тем самым раскрыть мотивы, которые вводят картину Мостарта («Дюрера») в круг московских реалий романа «Идиот».

В известной с XV века церкви Преображения на Ордынке с приделами чудотворной иконы Богоматери всех скорбящих радости и Варлаама Хутынского были заложены в 1783 году на месте разобранных старых новые колокольня и трапезная, строившиеся по проекту В. И. Баженова на средства прихожанина А. И. Долгова. Придел Богоматери всех скорбящих радости освящен в 1790-м, Варлаама Хутынского - в 1791 году. Главная же церковь Преображения до начала 1830-х годов оставалась старой, XV века.

В приходе Преображения на Ордынке в январе 1790 года московским купцом Василием Алексеевичем Куманиным куплен дом. В новом доме старшего брата живет и средний, Алексей Алексеевич, с сыном Константином.-Под залог дома Василий занимает у Алексея 25 тысяч. В 1792 году у Алексея рождается сын Александр (будущий супруг родной тетки Ф. М. Достоевского, по его воле изображенной в образе матери Парфена Рогожина), а в следующем, 1793-м, когда брат Василий вдруг «умре по христианской должности», еще один - Валентин. И ранняя смерть Василия, и невозвращенный долг, да и переход вскоре его детей в мещанство - свидетельства беды. Заложенный же дом достается Алексею Куманину, и отныне на шесть десятков лет он его. Вырастут в нем сыновья, внуки, кому предстоит приумножить славу Алексея Алексеевича, а он уже начал подниматься в полную силу, плоды которой, еще более утвержденные сыновьями на Москве, отзовутся в возведении через сорок лет новой церкви Преображения, более известной как Скорбященской.

Дерзновенность Алексея Куманина, утверждавшего свое имя в торговом мире, не может не вызвать удивления, а стремительность его возвышения поразительна. Цель же одна: он (как впоследствии и старший его сьш, Константин) стремился сбросить сословные путы, «особо быть».

Торговля при портах, смелое изыскание торговых связей со среднеазиатскими ханствами, близость к Российско-Американской компании Куманина-отца, с Западом и Китаем - сыновей раскрывают жадное желание всеохватности торгово-промышленных контактов Куманиных.

Переславльский купец, явившийся в московское купечество, Алексей Куманин начинает торговлю в первой гильдии и принимает именитство отца, а через двадцатилетие он достигает высшего купеческого достоинства- звания превостатейного, а затем избирается и на высшую для купца должность - московского городского головы. Он и коммерции советник и Владимирский кавалер. Неуемная энергия отца вошла прежде всего в старшего сына-Константина; он глава торговой фирмы «Алексея Куманина сыновья», просуществовавшей полстолетия.

В коронацию 1826 года, как московский городской голова, Константин принимает императора Николая, награждается Анной степени, ему обещано дворянство. Наконец в 1830 году братьям Куманиным, исходатайствованное А. X. Бенкендорфом, определяется, «не в пример других», звание высшего сословия государства. В истории рода свершилось главное: век назад Куманины - монастырские крестьяне, теперь - потомственные дворяне и временные первостатейные купцы.

Возвышение на Москве Алексея Куманина отмечено им в приходской церкви родного Переславля постройкой придела в честь святого благоверного князя Андрея Смоленского и сооружением над мощами его богатейшей (четыре с лишком пуда) серебряной раки. С возвышением сыновей, получением ими дворянских грамот и гербов к 1832 году старая церковь Преображения XV века разбирается. Новая по проекту прославленного О. И. Бове будет возведена К. А. Куманиным. Архитектором поднесен храмоздателю альбом чертежей будущего храма. На титульном листе: «Апреля 10-го дня 1832 года». Через шесть дней митрополитом московским Филаретом дана в Петербурге храмозданная грамота.

Особо знаменательный праздник семьи братьев Куманиных - освящение 20 сентября 1836 года нового храма Филаретом-собрал приглашенных знатных и именитых особ Москвы. На освящении куманинской церкви не могли не быть и Достоевские. М. А. Достоевский, отец писателя, служивший врачом при Мариинской больнице для бедных,- домашний врач в семьях братьев Куманиных и их близких. В ту жестокую осень в скоротечной чахотке слегла его супруга. Через полгода ее не станет: она уйдет из жизни тридцати семи лет, оставив на руках мужа семерых детей. С отцом тогда на освящении могли быть старшие: Михаил, Федор, Варвара.



Далее: Фамильный ордынский дом Куманиных

 →  Главная  → Литература и изобразительное искусство   → Живопись в романе Ф.М.Достовского «Идиот»   → Куманины. Из крестьян в дворяне.  


Литература Живопись в романе Ф.М.Достовского «Идиот»Достоевский и картина Яна Мостарта «Се человек»Куманины. Из крестьян в дворяне.Фамильный ордынский дом КуманиныхМосковские реалии в романе «Идиот»След картины «Се человек» Мостарта в романе «Идиот»Иконографические прототипы романа «Идиот» Картины Гольбейна и Мостарта в романе «Идиот»Архитектура церкви Преображения на ОрдынкеСимволика зеленого цвета в романе «Идиот»Положительно прекрасный человекСовременные книги













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта