Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

След картины «Се человек» Мостарта в романе «Идиот»

В рогожинский дом, в котором узнается фамильный куманинский, Достоевский «повесил» копию с «Мертвого Христа» Гольбейна. Об этом еще будет разговор. Но что же Мостарт? След картины «Се человек» видят в двух эпизодах романа.

После вечера, на котором, словно на аукционе, торговалась «необыкновенная красота» Настасьи Филипповны, она, уезжая с Рогожиным, в исступлении бросает: «Прощай, князь, в первый раз человека видела».

И решившийся на самоубийство Ипполит, также в состоянии аффекта, обращается к князю: «Стойте так, я буду смотреть. Я с человеком прощаюсь».

Обе реплики произносятся в ситуациях, близких по смыслу, - на переломе судьбы. Но оба эпизода по смыслу к евангельскому отношения не имеют. Так в чем же видится, да и возможно ли, увидеть след картины Мостарта в тексте романа?

С первой же страницы, когда «случай так странно посадил их друг против друга» в третьеклассном переполненном вагоне, писатель не раз на протяжении романа тесно сближает князя и Рогожина, чтобы окончательно свести их в трагическом финале. В пустой толпе народа «кто-то вдруг тронул его за локоть и вполголоса проговорил над самым ухом: - Лев Николаевич, ступай, брат, за мной, надоть...

Тот уже шел почти на полшага впереди, смотря прямо перед собой... наконец, они повернули с двух разных тротуаров... и стали подходить к дому... у князя стали опять подсекаться ноги, так что почти трудно было уж и идти». Князь догадывался о «приговоре», но верит ли он, что Рогожин ведет его на казнь? Правда, ведет он князя, не взявши за руку, как палач у Мостарта.

И дальше: во встрече ли их на крыльце рогожинского дома, или в стоянии у окна в зале (где «Мертвый Христос»), или, сидя один подле другого, в кабинете, где, «придвинув стул (Рогожин)... почти соприкоснулся с князем коленями...» - до самого финала они остаются неразлучными.

Нужно ли говорить, что значение образа Рогожина определилось в романе и как убийцы «необыкновенной красоты» и как злобного антагониста «князя-Христа». Потому-то эта неразлучность князя и Рогожина, особенно в финале романа, может показаться откликом на впечатление от картины Мостарта.

К тому же и одна особенность поведения Рогожина заставляет вспоминать палача Мостарта. Тогда же, в вагоне, то есть с самого начала романа, в первых словах характеристики Рогожина отмечаем: «...тонкие губы беспрерывно складывались в какую-то наглую насмешливую и даже злую улыбку», или: он, «присвистнув, захохотал». Сколько раз писатель заставит повторить своего героя злобную усмешку, недобрый смех, имеющие свою кульминацию: после рассказа князя о зарезанном крестьянине Рогожин «покатился со смеху. Он хохотал так, как будто был в каком-то припадке». Да, конечно, это маска, за которой клубок переживаний: страсти, ревности, гнева. Но рогожинская-то маска не слепок ли с лица палача Мостарта? Можно напомнить: «.. .нос его был широк и сплюснут, лицо скуластое». Но особенно - огненные глаза. Вспоминаем образ палача, загораются в памяти прежде его глаза - они живут словно отдельно. И так же отдельно следит за князем взгляд Рогожина. Не Рогожин, а его «горячий взгляд», «сверкнувшие глаза» преследуют князя.

Зная картину Мостарта, трудно отрешиться от мысли, что в приведенных примерах живет память, намеренная память - след прототипа иконографического. Как и в костюмах. При встрече в вагоне князь у Достоевского в плаще (Рогожин потом скажет: «а ты в плаще-то помнишь...»), как Христос у Мостарта, а Рогожин в крытом тулупе, столь же контрастном к плащу, как кафтан палача.

Однако, как ни кажутся приведенные примеры откликами на картину Мостарта, все же говорить об этом возможно на таком пределе гипотетичности, при котором позволительно выделить лишь названное.



Далее: Иконографические прототипы романа «Идиот»

 →  Главная  → Литература и изобразительное искусство   → Живопись в романе Ф.М.Достовского «Идиот»   → След картины «Се человек» Мостарта в романе «Идиот»  


Литература Живопись в романе Ф.М.Достовского «Идиот»Достоевский и картина Яна Мостарта «Се человек»Куманины. Из крестьян в дворяне.Фамильный ордынский дом КуманиныхМосковские реалии в романе «Идиот»След картины «Се человек» Мостарта в романе «Идиот»Иконографические прототипы романа «Идиот» Картины Гольбейна и Мостарта в романе «Идиот»Архитектура церкви Преображения на ОрдынкеСимволика зеленого цвета в романе «Идиот»Положительно прекрасный человекСовременные книги













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта