Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Достоевский и картина Яна Мостарта «Се человек»Картина Яна Мостарта «Се человек» поступила в собрание ГМИИ им.Пушкина в 1924 году из церкви Богоматери всех скорбящих радости на Ордынке (церковь Преображения). До этого она считалась работой Дюрера. При поступлении в собрание музея определилась ее принадлежность к нидерландской школе начала XV века, назван был и автор - Ян Мостарт. Реставратор, вернувший ее в хорошее состояние, писал тогда: «Прописи, конечно, исказили первоначальные тона картины и общую гамму колорита». И все же она пострадала от времени не настолько, чтобы утратить колорит нидерландской школы. «Нельзя не отметить и особенности колорита на московской картине. Тон золотистой парчи, светлого меха, темно-красной безрукавки Пилата, зеленого плаща Христа, красно-бурого кафтана пристава (палача) образует в общем сильную, но светлую гамму красок, с которой гармонируют и светлые тона лиц и тела, и перловые нити, и белые разводы орнамента на вороте одежды Пилата». Такой и видел ее как картину Дюрера, возможно сомневаясь в авторстве, Ф. М. Достоевский. Если известно, откуда картина в музее, то ее путь в церковь настолько необычен, что возможность проследить его вряд ли представится. Из мастерской нидерландского художника-католика картина через триста с лишним лет попадает в православную церковь купеческого Замоскворечья. Как и когда она оказалась там? Как пожертвование одного из прихожан, «как чей-то вклад, по свидетельству старожилов, лет тридцати тому назад», «картина в течение почти всего XIX в. находилась в качестве иконы в... церкви». Это подтверждается и описанием церкви 1862 года, в котором «сведения заимствованы из церковных записей». Говорится о главной церкви Преображения (Скорбященская она по названию придела) как «одной из лучших в здешней столице» и сообщается о «картине Дюрера» - и ни слова о времени ее появления! Умолчание можно понять как свидетельство ее давнего пребывания, место ее в 1862 году привычно. «В трапезе хотя нет того общего тона, того единства, каким отличается церковь холодная (построенная О. И. Бове), но есть много достойного внимания. Входя в нее, редко не видно толпы народа пред картиною, изображающею Спасителя пред судом Пилата. При совершенной простоте в изображении и выполнении, при отсутствии в ней эффектного освещения - какая необыкновенная живость! Как много говорит одна слеза, текущая из очей Спасителя! Эта картина - работа знаменитого Альбрехта Дюрера». Картина висела при входе в летнюю церковь. Там при дневном свете или при свечах ее, «собиравшую много народа», в 1867 году и видел Ф. М. Достоевский, когда в тот же год, в декабре, за границей он начал работу над окончательной редакцией романа «Идиот». Но перед тем, по дороге в Женеву, нарочно заезжал 12 (24) августа в Базель увидеть «Мертвого Христа» Гольбейна. Обе картины несомненно произвели на Достоевского сильное впечатление, отразившееся в цитатах, ассоциативных и эсхатологических связях с живописью, прослеживающихся в романе «Идиот». Далее: Куманины. Из крестьян в дворяне.
| Литература Живопись в романе Ф.М.Достовского «Идиот»Достоевский и картина Яна Мостарта «Се человек»Куманины. Из крестьян в дворяне.Фамильный ордынский дом КуманиныхМосковские реалии в романе «Идиот»След картины «Се человек» Мостарта в романе «Идиот»Иконографические прототипы романа «Идиот» Картины Гольбейна и Мостарта в романе «Идиот»Архитектура церкви Преображения на ОрдынкеСимволика зеленого цвета в романе «Идиот»Положительно прекрасный человекСовременные книги | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |